Узбекистан | 18:05 / 01.12.2025
2450
4 минут чтения

Железная дорога без выбора: почему пассажиры всё ещё зависят от одной компании?

В беседе с Kun.uz представитель «Узбекистон темир йуллари» Хикматулла Рахметов напомнил о ряде поручений президента. Однако 4 года назад глава государства также требовал ликвидировать монополию в системе и резко критиковал компанию. Хотя по документам создано несколько железнодорожных компаний, на практике люди всё ещё вынуждены пользоваться услугами только одной. Почему бизнес не осваивает этот рынок?

Фото: Kun.uz

Президент Узбекистана 20 августа 2021 года в ходе открытого диалога с предпринимателями резко критиковал монополию в сфере железных дорог.

«Если частный сектор не войдёт, конкуренции не будет, монополия железной дороги не сдаст позиции — качество не изменится, цена не снизится», — говорил Шавкат Мирзиёев. В отрасли же утверждали, что в составе компании создаются разные предприятия, и на бумаге «вариантов много», хотя потребитель этого не ощущает.

По словам зампреда правления железнодорожной компании Хикматуллы Рахметова, предприниматели проявляют интерес к грузовым вагонам, но в части пассажирских вагонов пока никто не смог реализовать свои предложения.

То есть хотим мы того или нет — сколько бы вагонов вы ни добавили, мы пользуемся услугами одной компании. Где предприниматели? Рынок закрыт или условия сложные? Почему мы должны пользоваться услугами только одной компании?

«Вы правы, но мы уже начали эту работу. Мы создали систему, позволяющую предпринимателям работать на железной дороге как в сфере грузоперевозок, так и в пассажирских. Раньше в Узбекистане можно было использовать только вагоны УТЙ. Теперь можно купить собственный вагон и самостоятельно ставить его на рейс».

Кто-то из предпринимателей уже проявил интерес?

«Очень многие. Если два с половиной года назад частных вагонов было около 300, то сейчас — примерно 15 тысяч. Нужно отметить, что вагоны “Узбекистон темир йуллари” тоже переведены в акционерное общество — их тоже можно считать частными. Сейчас около 20–30 новых компаний наращивают парк собственных вагонов. Это всё грузовые вагоны. По такой же схеме мы открываем путь и для пассажирских. Трансформация не может быть быстрой — это очень сложный процесс».

Заместитель председателя правления добавил, что теперь вагоны для поездов начнут производить и в самом Узбекистане. Процесс стартует в 2027 году, ежегодно планируется выпускать до 10 вагонов. Рахметов также ответил на вопрос Kun.uz о проблемах с билетами.

«В 2023 году билеты на скоростные поезда почти полностью покупались в кассах — то есть за наличные, и посредников было много. На Северном вокзале это особенно процветало. Сейчас этого нет — проблема устранена на 100 процентов. Сейчас 75 процентов билетов приобретаются онлайн. Посредников больше нет. Остальное берут в кассах. Это было непросто. Но проблемы остаются — дефицит билетов всё ещё высок».

По имеющимся данным, спрос превышает предложение на 10 процентов. То есть количество желающих на 10 процентов больше текущей вместимости пассажирских поездов. Вагоны и поезда по-прежнему не покрывают потребности.

Беседовал Шохрух Мажидзода.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме