Общество | 12:22
1514
8 минут чтения

«Она стала жертвой своей доброты» — о трагедии Дурдоны Хакимовой

В то время, как жестокое убийство 37-летней гражданки Узбекистана Дурдоны Хакимовой в Стамбуле вызвало акции протеста в турецком обществе, в узбекском сегменте социальных сетей оно подняло волну обвинений в адрес самой жертвы. Мурат Баскан, много лет сотрудничавший с погибшей, назвал эти утверждения ложью и решительно опроверг распространяемые версии о якобы «любовных отношениях».

В Стамбуле расчлененное тело 37-летней гражданки Узбекистана Дурдоны Хакимовой было обнаружено в мусорном контейнере в районе Шишли. По данным следствия, основной подозреваемый Д.Т. находился с погибшей в близких отношениях, между ними произошел конфликт, в ходе которого он нанес ей 4 ножевых ранения. С целью избавиться от тела он привлек знакомого, разрезал тело на части и разбросал их по мусорным контейнерам. Устанавливается степень осведомленности третьего лица — водителя такси — о действиях подозреваемых.

Убийство Дурдоны Хакимовой вызвало акции протеста в Стамбуле и Анкаре. Турецкие женщины вышли на улицы с лозунгами «Мигрантки не одиноки» и «Жизнь женщин имеет значение», требуя справедливости и строгого наказания виновных. Правозащитники объяснили трагедию системными пробелами в защите прав женщин-мигранток.

В то же время в узбекском сегменте социальных сетей наблюдается противоположная картина: обсуждению подверглась не личность преступника, а сама жертва. Некоторые пользователи пытались возложить ответственность за произошедшее на погибшую, тем самым оправдывая насилие. Это вновь продемонстрировало устойчивость практики обвинения жертвы в общественном сознании.

Мурат Баскан, проживающий в Турции и на протяжении 7 лет работавший с Дурдоной Хакимовой, на своей странице в социальных сетях заявил, что распространяемая информация не соответствует действительности:

«Из-за жестокого убийства Дурдоны и из-за того, что люди, не зная сути, высказывают о ней всякие гадости, я был вынужден рассказать о женщине, которая была моей подругой и близким человеком. Мы дружили 7 лет. У Дурдоны была компания по продаже охотничьего и спортивного снаряжения на рынке Эминёню Марджан. У нее остались 2 дочери 17–18 лет, которые учатся в лицее в Стамбуле. Она была очень мягким, воспитанным человеком и не заслуживала такой смерти. Услышав новость, я сразу позвонил ее супругу, но он не ответил. Позже стало ясно, что информация правдива.

Двух граждан Узбекистана, которые являются убийцами Дурдоны, называют ее любовниками, но это не так. Мы с Дурдоной по рабочим вопросам бывали в Москве, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане. В ходе этих поездок мы познакомились с ее соотечественниками — теми самыми убийцами. Их семья была депортирована за нарушение визовых правил. После возвращения Дурдона рассказала мне, что они просят помочь с трудоустройством. Потом они приехали в Турцию и Дурдона помогла им снять жилье и устроиться на работу через знакомых мясников. После убийства эти негодяи заявили, что были с ней в любовных отношениях и убили её из-за измены, совершив еще более низкий поступок, чем само убийство. Она никогда не была возлюбленной убийцы. Они были знакомы через его мать, которая просила помочь им с работой.

У Дурдоны было ангельское сердце. Она честно трудилась ради будущего своих дочерей. В жизни, как оказалось, у всего должны быть границы. Она была таким человеком, что если кто-то просил 5 монет, она давала 6. Мы вместе работали, и если мне были нужны деньги, она не спрашивала зачем. Даже у доброты должны быть пределы — она стала жертвой своей доброты», — рассказал он.

Свободная журналистка Ситора Алиханзода, проживающая в Турции, написала:

«Пора признать, что в том, что женщины столь часто оказываются униженными, гибнут преждевременно и жестоко, а насилие в их отношении растет, значительную роль играет коллективное сознание, которое снова и снова оставляет жертву виновной, а преступника — мужчину — понимает, оправдывает и поощряет. Это понимание давно назрело, даже запоздало. Читая сегодня новости на эту тему, я наткнулась на комментарии турецкого интернет-пользователя и посчитала необходимым перевести их на узбекский язык — в надежде, что они дойдут до тех, кто пребывает в заблуждении, и пробудят совесть хотя бы ради одной узбекской женщины.

Смерть Дурдоны Хакимовой — очередное доказательство того, насколько беззащитными остаются женщины, особенно женщины-мигрантки.

Это трагический итог жизней, которые вы не видите, не слышите и не защищаете. Если человеческое тело можно выбросить на свалку, значит там присутствует не только убийца. Там есть безответственность, равнодушие, молчание и уснувшая совесть общества.

Каждый, кто, услышав о том, что женщины повсюду — на улице, дома, на работе — живут под угрозой насилия, лишь пожимает плечами, обвиняет их же самих или, видя происходящее, предпочитает молчать, является частью этой системы. Мы больше не принимаем эту систему.

Государство, общество и закон обязаны выполнять свои обязанности.

Если имя Дурдоны Хакимовой будет забыто, завтра вы будете писать имя уже другой женщины. Мы с этим не согласны. Виновные должны понести самое строгое наказание. Право женщин на жизнь не должно быть предметом торга. Мы не забудем это преступление. Не позволим забыть. Не откажемся».

После акций протеста в Стамбуле и Анкаре правозащитники требуют жесткого подхода: все виновные должны быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке, а система обеспечения безопасности женщин-мигранток должна развиваться на основе системных мер.

По данным Kun.uz, дипломатическое представительство Узбекистана в Турции взяло ситуацию под контроль. Сообщается, что консульство установило контакт с правоохранительными органами Турции и направило соответствующие обращения с целью объективного и законного рассмотрения дела.

Кроме того, дипломатическое представительство рассматривает вопрос оказания консульско-правовой помощи родственникам погибшей. По мере поступления дополнительной информации о ходе следствия и судебных разбирательств она будет доведена до общественности. В соответствии с законодательством Турции умышленное убийство относится к категории особо тяжких преступлений и наказывается пожизненным лишением свободы. В случае если в ходе следствия будет доказано, что преступление совершено с особой жестокостью и было заранее спланировано, подозреваемым может быть назначено отягченное пожизненное наказание.

По разным данным около 268 тысяч гражданок Узбекистана находятся в трудовой миграции в различных странах, и вопрос их безопасности остается крайне актуальным.

Вадим Султанов
Автор Вадим Султанов

Новости по теме