Сенат одобрил закон о внедрении исламской банковской деятельности в Узбекистане
Сенат Олий Мажлиса на заседании 5 февраля одобрил закон, предусматривающий внедрение исламской банковской деятельности в Узбекистане.
Выступая на заседании, председатель Комитета Сената по бюджету и экономическим вопросам Эркин Гадоев отметил , что в последние годы в стране уделяется особое внимание развитию сотрудничества с международными финансовыми организациями. В частности, в рамках взаимодействия с Исламским банком развития реализуются проекты, направленные на развитие экономики и сельских территорий.
По его словам, несмотря на создание правовой базы для оказания микрофинансовыми организациями исламских финансовых услуг в июле 2024 года, их доля в кредитном портфеле остается незначительной — 3,8 млрд сумов, или 0,04%, что во многом связано с отсутствием налоговой нейтральности.
Одобренный закон закрепляет правовые основы исламской банковской деятельности и порядок оказания банками исламских финансовых услуг. Для этого вносятся изменения и дополнения в Гражданский и Налоговый кодексы, а также в законы «О Центральном банке», «О банках и банковской деятельности» и ряд других нормативных актов.
Согласно поправкам, Центральный банк получает полномочия по утверждению стандартов исламских финансов, а также по выдаче, переоформлению и отзыву лицензий на осуществление исламской банковской деятельности. Банки, получившие такую лицензию, смогут совмещать традиционные банковские операции с операциями в сфере исламских финансов.
Также предусматривается создание Совета по исламским финансам при Центральном банке. Коллегиальный орган из пяти членов будет координировать деятельность поднадзорных регулятору субъектов, разрабатывать стандарты исламских финансов, участвовать в подготовке нормативно-правовых актов и давать разъяснения по спорным вопросам.
Законом определяется перечень исламских финансовых услуг, которые банки смогут оказывать на основании лицензии. Среди них — финансирование и инвестиционные депозиты с распределением прибыли, агентское финансирование, продажа товаров в рассрочку, предварительная оплата товаров, участие в партнерствах и уставном капитале юридических лиц, а также исламская аренда с правом выкупа.
Кроме того, ограничения на торговую деятельность и участие в уставных капиталах юридических лиц не будут применяться к банкам, осуществляющим исламскую банковскую деятельность, если такие операции совершаются в рамках исламских финансовых инструментов. Для таких банков также устанавливается обязательный внешний аудит по исламским финансам не реже одного раза в год.
Изменения затрагивают и микрофинансовые организации. В Налоговом кодексе закрепляются особенности налогообложения исламских финансовых операций. В частности, наценка при реализации товаров освобождается от НДС, доходы от исламской финансовой деятельности признаются процентными, а договоры исламской аренды приравниваются к договорам финансовой аренды и лизинга.
Механизмы гарантирования вкладов населения распространяются и на банки, осуществляющие исламскую банковскую деятельность. За лицензирование исламской банковской деятельности устанавливается государственная пошлина в размере 0,1% от минимального уставного капитала создаваемого банка.
Также законом предусмотрено, что требования законодательства о государственных закупках не будут применяться к операциям, осуществляемым в рамках исламской финансовой деятельности кредитными организациями с долей государства в уставном капитале 50% и более.
Документом вводится дополнительное требование для получения банковской лицензии — наличие заключения уполномоченной инспекции о создании в зданиях банков условий, обеспечивающих доступность для лиц с инвалидностью.
Новости по теме
10:10
Президент Узбекистана встретился с председателем Сената Иордании
14:35 / 25.12.2025
Госрасходы вне закона: депутаты скрыли 41 трлн сумов расходов от глаз общественности
09:46 / 22.12.2025
За 9 месяцев студентами совершено около 500 преступлений
10:30 / 20.12.2025