О желаемых направлениях использования средств Антикризисного фонда
19 марта с большим интересом и энтузиазмом восприняли сообщения о принятых президентом Шавкатом Мирзиёевым решениях по созданию Антикризисного фонда с общим объемом средств в 10 трлн сумов, а также с конкретными направлениями использования этих средств.
Пристальное изучение направлений поддержки экономики показывает, что предлагаемые Министерством финансов меры по минимизации последствий экономического кризиса недостаточны и они не направлены для решения нужд главного пострадавшего звена – малого и среднего бизнеса.
Почему опять малый и средний бизнес?
Наша экономика с середины 90-х годов обязана широкой диверсификации производства, умеренной занятости и стабильным поступлениям в бюджет, именно малому и среднему бизнесу (МСБ). По данным Госстата, с 2009 года доля малого бизнеса и частного предпринимательства в объеме создаваемого валового внутреннего продукта свыше 50%, в настоящее время – около 59,4%. То, что в числе товаров для экспорта мы видим продукцию текстиля, промышленности стройматериалов, пищевой промышленности, фармацевтики, кожевенно-обувной промышленности, а также продукции сельского хозяйства, - мы обязаны именно МСБ. Доля МСБ в импорте 56,2%, а в экспорте 27,2% от общих объемов. Малый бизнес завозит в основном оборудование, сырье и материалы, продовольствие и медикаменты, где не требуется большая добавленная стоимость, сложная обработка и доставка до потребителя. Однако, в том, что нет дефицит продовольствия и медикаментов, даже в самых отдаленных и труднодоступных районах нашей страны, – мы также обязаны ему.
Упрощенная система налогообложения, которая действовала до 2019 года была очень понятной и справедливой по отношению к инвесторам, обладающим небольшим капиталом, но готовым рискнуть, открыв небольшое производство, оказывая какие-то услуги, довозя продукты до труднодоступных мест. Они ничего взамен у государства не просили, работали на свое благо, косвенно принося пользу для государства. Они создавали предпосылки для формирования среднего класса у нас в обществе, постепенно, но верно увеличивая рабочие места и решая многие социальные проблемы в городах и селах.
Поэтому, в любой трудный момент развития экономики мы можем и должны опираться на малый и средний бизнес. Однако, сегодня он сам, как прохворавший ребенок, нуждается в государственной поддержке, в небольшом одолжении, за которое он готов расплатиться в будущем с лихвой.
Чего же ждет малый бизнес от государства?
Прежде всего, МСБ нуждается в срочных и беспроцентных оборотных средствах для продолжения процесса воспроизводства там, где все еще есть устойчивый спрос, и для выплаты заработной платы, выполнения социальных обязательств, возложенных государством на его плечи.
Министерство финансов сообщает, что на цели револьверного кредитования предприятий частного сектора для пополнения оборотных средств будет выделено 30 трлн средств в год, или 1 трлн в месяц, что эквивалентно примерно 105 млн. долларам США в месяц.
Однако, наши беседы с банкирами не дали нам никакого повода для оптимизма: «Мы приостанавливаем выдачу кредитов за счёт наших собственных средств. Нам не имеет смысла «выгонять» на рынок деньги наших вкладчиков, когда мы не знаем, какова будет реальная способность заемщиков возвращать нам кредиты при таких условиях неопределенности и волатильности рынка. Мы не знаем сегодня реальную цену денег, мы не знаем, что будет с обменным курсом».
Второй, повторив слово в слово слова первого, добавил: «Если государство в лице Центрального банка будет подкреплять нас финансовыми ресурсами для кредитования реального сектора, то оно и определит, наверное, кому по каким критериям эти деньги давать и обеспечивать возврат. Мы же с деньгами акционеров и клиентов особенно рисковать не будем».
Скажите, можно ли обвинять банкиров за такой принципиальный и очень осторожный подход при нынешних условиях? Вы бы хотели, чтобы ваш банк выдал ваши временно свободные деньги третьему лицу, не будучи уверенным в возврате этих денег, какие бы обещания доходности не были?
Иными словами, обещания Министерства финансов и Центрального банка, подкрепленные указаниями Президента – это хорошо, однако, конкретный механизм реализации этих решений должен быть выработан немедленно.
Второе: рынок не нуждается в оборотных средствах от банков любой ценой. Он (МСБ) нуждаются в беспроцентных оборотных средствах, как бы это абсурдно не звучало. Если указанные деньги выделяются в централизованном порядке, то мы вправе предположить, что государство не собирается на этом заработать. Государство хочет дать хороший импульс маховику экономики раскрутиться, с надеждой что экономика не упадет в жестокое пике, а восстановится в скором будущем. И эти деньги нужны сейчас, практически с понедельника.
Третье: коммерческие банки, которые очень хорошо знают своих клиентов, историю их развития и деятельности, должны быть главным драйвером реструктуризации финансов предприятий МСБ. То есть председатель Правления банка, глава филиала банка должен нести персональную ответственность и обладать всеми полномочиями в рамках выделенных для банка средств, чтобы помочь собственным клиентам. Конечно, рис коррупции есть. Но у нас есть и надежный механизм от ухода таких вещей: добавьте в процессы принятия решений представителей самых надежных и грамотных клиентов банка. Общественный заинтересованный надзор – это самая главная гарантия борьбы с коррупцией на любом уровне.
Банки должны уже сегодня собирать всю информацию от своих клиентов, которые попали в очень затруднительное положение, оценить их перспективы развития (возврата денег, стабильности бизнеса) и составить обобщенные показатели спроса на рынке на оборотные средства.
Следующее чего ждут МСБ – это помощи государства в высвобождении и запуске в оборот материальных средств, находящихся на таможенных складах республики и прибывающих с каждым днем. У многих предприятий товары завезены давным-давно, но из-за отсутствия финансовых средств (пресловутый НДС и пошлины на импорт) не могут растаможить товар и соответственно, не могут его продать и получить выручку.
Было бы желательно, чтобы государство: обнулило все таможенные пошлины на все виды продукции, что у нас не производится и на все виды сырья, что будут использоваться для дальнейшей переработки и производства готовой продукции, прежде всего для экспорта.
Третье, что очень важно: предоставить каникулы по оплате за энергетические ресурсы, используемые для производственных целей для предприятий МСБ. Газ мы добываем из собственных недр и из него производим в основном электроэнергию. Так что задача эта решаема, если будет подкреплена программой финансовой поддержки предприятий энергетического сектора на уровне минимальной доходности;
Четвертое: предоставить налоговые каникулы предприятиям МСБ по НДС и налогу на прибыль сроком не менее 6 месяцев, с возможностью возврата этих средств в течение 3 лет бюджету с минимальными процентами (5% годовых).
Как вы знаете, некоторые европейские страны делают уже отдельные элементы из всего пакета предложенных нами мер. Мы совершенно уверены, что без этих реальных мер, без разработки и внедрения эффективных процедур реализации и контроля, все наши благие намерения останутся пожеланиями.
Абдулла Абдукадиров,
экономический обозреватель
Новости по теме
11:45 / 22.11.2024
Более 200 тыс. узбекистанцев планируют отправить на работу в развитые страны
17:43 / 31.10.2024
Денежные переводы в Узбекистан увеличились почти на 35%
12:10 / 29.10.2024
СМИ: Аргентина прекратила печатать свои деньги ради экономии
20:24 / 24.10.2024