Узбекистан | 11:41 / 19.09.2019
4920
11 минут чтения

Эксперт рассказал, почему столь важен НДС и можно ли полностью отказаться от него

Данная статья подготовлена на основе аналитической справки и предложений о координации воздействия налога на добавленную стоимость на экономику, разработанных Исследовательским институтом правовой политики при Министерстве юстиции и внесенных в августе 2019 года в соответствующие государственные органы, в частности, Государственный налоговый комитет. 

Реформы, связанные с налогом на добавленную стоимость (далее – НДС), начались с начала нынешнего года, но в обществе все еще встречаются разные мнения, разногласия и взгляды по теме.

За прошедший период, несмотря на просветительские мероприятия с участием специалистов сферы, предпринимателей, блогеров и активного слоя населения, проблемы, связанные с данным видом налога, все еще не утратили своей актуальности.

В этой связи, в первой статье мы будем говорить о значении, особенностях НДС, его воздействии на стоимость товаров и услуг, отрасли экономики.

Взгляд в историю

НДС впервые был внедрен в 1958 году во Франции. Сегодня он действует почти в 140 государствах мира. Вместе с тем, он не действует в некоторых развитых государствах, в частности, в США, Канаде и Японии, вместо него взимается налог с продаж (sales tax).

В Узбекистане НДС был впервые внедрен 1 января 1992 года. Первая ставка НДС, действовавшего на протяжении почти 28 лет, составляла 30%. Действующая ставка установлена в размере 20% и остается неизменной с 2000 года.

Сложность понятия НДС связана с его своеобразными особенностями. С точки зрения покупателя он напоминает потребительский налог, то есть продавец добавляет его к стоимости товаров, работ или услуг. В этом смысле НДС можно считать модифицированным проявлением потребительского налога либо налога с оборота. Отличие в том, что если покупатель одновременно является плательщиком НДС (то есть закупает товары, работы и услуги для пользования ими при производстве других товаров или услуг), при подсчете общей суммы обязательств перед бюджетом продавец вправе удержать с суммы налога, взысканной у покупателя сумму налога, выплаченную поставщикам.

Так, этот налог является косвенным, его бремя в конечном итоге падает не на производителя, а конечных потребителей товаров и услуг.

НДС и государственный бюджет

Почему НДС столь важен? Не возможно ли выполнение плана государственных расходов либо бюджетных поступлений без НДС? Можно ли полностью отказаться от него? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо уделить внимание стандартам (дифференциации) государства по выбору налоговой системы, то есть структура налоговой системы развитых и развивающихся стран отличаются друг от друга.

Если приоритетной задачей развитых стран является сохранение достигнутой на протяжении долгих лет социально-экономической стабильности, то для развивающихся стран важно увеличить объем прибыли на душу населения, для чего необходимо поступательное повышение темпов экономического роста.

Для достижения этих целей государства выбирают разные налоговые модели. Например, в развитых странах основу налоговой системы составляют прямые (прибыль, выручка, имущественный и социальный) налоги. В развивающихся странах превалируют косвенные налоги (НДС, акцизный, налог на товары и услуги, то есть расходы), то есть прилагаются усилия по обеспечению экономического роста посредством стимулирования роста капитала и накоплений.

По сведениям Всемирного банка, в развивающихся странах в среднем 35% всей прибыли получается за счет косвенного налога, то есть налога на товары и услуги.

И в Узбекистане НДС всегда считался основным источником среди налоговых поступлений, его доля в общих налоговых поступлениях в бюджет за 2019 год составила 35% (35 993,5 млрд сумов), а в общей прибыли - 27%.

С 1 октября 2019 года отменяются льготы по НДС в отношении сельскохозяйственной продукции собственного производства и производимой в Узбекистане продовольственной продукции. Кроме этого, плательщики единого земельного налога, имеющие оборот (выручку) более 1 млрд сумов за период с января по август 2019 года, или сельскохозяйственные угодья площадью более 50 га являются плательщиками НДС и обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС.

Что следует ожидать от изменений, которые вступают в силу с 1 октября нынешнего года? Окажет ли отмена льгот воздействие на повышение цен?

При оценке воздействия следует учитывать ряд факторов.

Есть такие сферы, в которых воздействие НДС минимальное. НДС выгоднее для предприятий отрасли с высокой долей в промежуточном потреблении и располагающих огромной учетной суммой по потребленным товарам и услугам (в том числе импорт), то есть в этих сферах воздействие на цену минимальное. При этом следует учитывать тот факт, что плательщиками НДС должны быть все участники промежуточного потребления (производители продукции, в том числе предприятия сфер сельского хозяйства, строительства, розничной и оптовой торговли из их числа).

Вместе с тем, НДС не приемлемо для некоторых сфер. Платить НДС не выгодно для предприятий с маленькой долей в промежуточном потреблении и не имеющих возможность учета суммы НДС за потребленные товары и услуги. Так как они отражаются на цене продукции.

Это в основном предприятия обслуживания (предприятия обслуживания, общественного питания, консалтинговые, аудиторские предприятия, IT-компании, услуги аренды имущества, лизинговые компании, экспортеры услуг и другие), которые в своей деятельности при оказании услуг опираются в основном на человеческие ресурсы, основную долю в их себестоимости составляют расходы, связанные с расходами на заработную плату. Несмотря на то, что заработная плата является частью добавленной стоимости, в нем нет возможности учета суммы поступлений от НДС. В результате у них практически нет или минимальный уровень входящего НДС. В этой связи состоящая из подобных расходов себестоимость само собой приводит к повышению налогооблагаемой базы.

В конечном итоге для поддержания стабильного дохода подобным предприятиям приходиться повысить стоимость услуг за счет НДС.

В эти дни население волнует один вопрос - резкое повышение на потребительском рынке цен на мясо. Имеет ли к этому отношение НДС?  

Согласно постановлению Кабинета Министров от 30 марта 2018 года, мясо не внесено в список товаров социального значения, цены на него не регулируются государством, а устанавливаются самостоятельно производителем.

По сведениям Антимонопольного комитета, по состоянию на 1 апреля 2019 года в Узбекистане в общем объеме производства мяса в живом весе на долю дехканских (личных подсобных) приходится 94,3%, фермерских хозяйств - 4,8%, сельскохозяйственных организаций - 0,9%.

При этом воздействие НДС может проявляться следующим образом:

Во-первых, личные подсобные хозяйства, являющиеся основными поставщиками мяса, могут получать необходимый для них комбикорм двумя способами: через биржу либо торговые магазины, специализированные на реализации комбикорма.

В обоих случаях комбикорм закупается по цене с НДС. Реализация продукции через биржевые торги осуществляется предприятиями в системе АК «Уздонмахсулот» и АО «Узпахтаёг», которые являются плательщиками НДС.

По итогам I квартала 2019 года стоимость реализуемых через биржевые торги шрота и шелухи снизилась в среднем на 7,1%. Кроме того, в течение I квартала нынешнего года через биржевые торги было реализовано 153,01 тыс. тонн шрота и шелухи, что составляет лишь порядка 5,3% приблизительного корма на поголовье крупного рогатого скота по республике. Значит, объем реализуемых через биржевые торги шрота и шелухи не считается решающим фактором в формировании цен на мясо и мясную продукцию.

Во-вторых, если учитывать, что мясо, заготавливаемое личными подсобными хозяйствами, продается на рынке в основном за наличный расчет, то в данном процессе задействование полного механизма НДС превратится в весьма сложную задачу;

В-третьих, льготы, распространяемые на освобождение импортируемого мяса от НДС (до 1 октября 2019 года), полностью не охватывают спрос на рынке, в результате в цене мяса не возникнет ощутимая конкурентная среда;

В-четвертых, не налаживание в стране производства мяса в промышленном масштабе на уровне обеспечения стабильности на рынках с учетом спроса и предложений будет способствовать повышению негативного воздействия НДС, усложнению снижения цен в данном секторе.

Кроме того, основной причиной повышения цен на мясо также может служить нездоровая конкуренция на рынках.

В частности, по сведениям Государственного комитета по ветеринарии и развитию животноводства, это связано с монополией в сфере, многие мясники превратили мясные рынки в собственную монополию и сами управляют ценой, что служит причиной искусственного повышения цен на мясо.

Следует также учитывать, что росту цен способствует не только налоговая политика, но и ряд других факторов. К примеру, повышение денежной эмиссии, практика выдачи доступных кредитов для рыночных операций и коммерческих банков, слабая конкурентная среда, огромное количество монопольных предприятий, предоставление им не доступных для других эксклюзивных льгот и преференций, связанных с налогами, получением кредита, использованием материальных ресурсов и т.д.

(Мероприятия по социальному равновесию НДС, поведению налогоплательщиков, смягчению негативных последствий НДС: предложения по налоговой ставке и льготам, созданию инфраструктуры, дальнейшему совершенствованию деятельности налоговых ведомств будет приведены во второй части статьи).

Н.И. Нарбаев,

начальник отдела Исследовательского института правовой
политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан 

Новости по теме