Мир | 18:30 / 17.01.2025
2967
6 минут чтения

Армения поворачивается к Западу. Россия — не единственная, кто обеспокоен этим

За последнюю неделю Армения сделала два значительных шага в сторону Запада: сначала правительство одобрило законопроект о вступлении в Европейский Союз, а затем в Вашингтоне был подписан документ о стратегическом сотрудничестве с США.

9 января армянское правительство одобрило проект закона о вступлении в Европейский Союз. Документ будет передан в парламент и, возможно, вынесен на референдум. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что большинство армян поддержат присоединение к ЕС.

14 января в Вашингтоне была подписана «Хартия о стратегическом сотрудничестве», которая подняла уровень взаимодействия между США и Арменией на новый уровень. Политический диалог, экономическое и военное сотрудничество между странами значительно укрепятся.

Что означают эти шаги и какие изменения они несут?

До сих пор Армения в своей внешней политике ориентировалась на Российскую Федерацию, воспринимая Москву как старшего брата, главного покровителя и геополитический ориентир. Однако все изменилось осенью 2020 года, после Карабахской войны. В ходе конфликта Азербайджан силой вернул под свой контроль территорию Нагорного Карабаха, которая юридически признавалась частью Азербайджана, но фактически поддерживалась армянскими сепаратистами.

Основная цель Армении заключалась в том, чтобы присоединить Карабах. Однако спустя годы подготовки, в ходе 44-дневной войны Азербайджан вернул свои территории. Международное право, основанное на границах бывшего СССР, однозначно признавало Нагорный Карабах частью Азербайджана.

Во время войны 2020 года Армения обратилась к России с просьбой о помощи и участии в войне против Азербайджана. Но президент Владимир Путин заявил, что Россия и ОДКБ защитили бы Армению, если бы боевые действия происходили на её территории. Поскольку же конфликт разворачивался в Карабахе, который является частью Азербайджана, Россия не может оказать военную поддержку.

С тех пор отношения Армении с Россией стали охлаждаться, а контакты с Москвой — ослабевать.

В последние годы Армения всё больше отдаляется от России. Ереван фактически приостановил своё участие в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая защищает стратегические интересы России. Армения не участвует в военных учениях ОДКБ, а в 2024 году приняла участие в учениях с США и Европой. Этим шагом Армения явно демонстрирует переход на сторону Запада.

Как сближение Армении с США и Европейским Союзом может изменить геополитику Южного Кавказа? И какие страны негативно воспримут эти изменения? Три государства уже выражают озабоченность: Россия, Турция и Азербайджан.

Россия и Турция категорически против проникновения США, Франции и НАТО в регион Кавказа. Хотя Турция является членом НАТО, она давно считается спорным игроком внутри альянса. Президент Эрдоган укрепил независимую позицию Турции, которая может противостоять как Вашингтону, так и Брюсселю. При этом Анкара рассматривает Армению не через призму НАТО, а через интересы Азербайджана.

Что касается Азербайджана, он до сих пор не подписал мирное соглашение с Арменией. Две страны находятся в состоянии конфликта, но мирные переговоры продолжаются. По заявлениям сторон, 90% работы над мирным договором уже выполнено, хотя остаются нерешённые вопросы. Обе стороны готовы признать территориальную целостность и суверенитет друг друга, то есть Армения готова официально признать Нагорный Карабах частью Азербайджана. Однако за последний год Азербайджан выдвинул два новых требования к Армении.

Первое требование заключается в том, чтобы Армения вышла из Минской группы при ОБСЕ. Эта группа была создана в 1992 году для урегулирования конфликта в Карабахе и включала Азербайджан, Армению и трёх сопредседателей: Россию, Францию и США. Официальный Баку настаивает на роспуске группы, поскольку считает её неэффективной. Кроме того, отношения Азербайджана с Францией крайне напряжены, а из-за войны в Украине связи России с США и Францией практически прерваны.

Второе требование Азербайджана к Армении связано с изменением армянской Конституции. По мнению Баку, преамбула и некоторые статьи Конституции Армении содержат намёки на Нагорный Карабах и идеи о возможном «воссоединении» с ним. Без изменения Конституции любое соглашение с Азербайджаном может в будущем быть признано противоречащим основному закону страны, что создаёт риск возобновления конфликта.

Однако изменение Конституции требует проведения референдума. Согласно опросам Gallup International Association в июле 2024 года, 80,3% армян выступают против изменений в Конституции, 11,7% допускают частичные изменения, и только 3,3% поддерживают любые поправки. Это создаёт серьёзные препятствия для заключения мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном.

Кроме того, Армении будет непросто полностью выйти из-под влияния России. Россия остаётся главным торгово-экономическим партнёром страны, на неё приходится около 40% внешней торговли Армении. Также Ереван, как член Евразийского экономического союза, получает от Москвы дешёвый газ и другие энергетические ресурсы.

Таким образом, Армения находится в окружении России, Турции и Азербайджана. Если Ереван сможет договориться с Баку и Анкарой и подписать мирное соглашение, это станет решающим шагом на пути к разрыву с Москвой и полноценной ориентации на Запад. Однако на данный момент Армения продолжает балансировать между этими противоречивыми внешнеполитическими направлениями.

Камолиддин Раббимов,

политолог

Новости по теме