Потерянное время, разбитые надежды и штраф для тех, кто потребовал возврата денег — чем недовольны клиенты «Imarat Devlopment»?
Клиенты недовольны предпринимателем Маратом Хамдамовым, продающим дома под брендом «Imarat Devlopment». Ряд его проектов благодаря заявленным низким ценам и удобным условиям оплаты, привлек сотни людей, которые внесли платежи. Однако вскоре между клиентами и компанией начали возникать споры. Основной причиной называют практику удержания штрафа от 10 до 12 процентов от общей стоимости квартиры при расторжении договора на еще недостроенное жильё.
Kun.uz решил изучить очередной конфликт, связанный с новостройками. Среди обращений в редакцию внимание привлекли жалобы на Марата Хамдамова, рекламирующего и продающего многоквартирные жилые комплексы под брендом «Imarat Devlopment».
Часть покупателей по разным причинам расторгли договор с этой компанией или намерены это сделать. Но это обходится им дорого: в договорах прописан пункт, согласно которому застройщик удерживает от 10 до 12 процентов от общей стоимости (!) жилья.
К примеру, если вы заключили договор на 400 млн сумов и внесли 120 млн, то, в случае расторжения договора с «Imarat Devlopment», с вас удержат от 40 до 48 млн сумов. Причём штраф рассчитывается не от внесённых 120 млн, а от полной стоимости еще недостроенного жилья — 400 млн сумов.
Обратившаяся к нам гражданка Умаралиева рассказала, что в 2024 году приобрела квартиру стоимостью 350 млн сумов в проекте Sergeli City и в общей сложности выплатила 166 млн. Однако после проверки хода строительства инспекцией она расторгла договор и с неё удержали штраф в размере 10 процентов от полной стоимости квартиры.
«С момента заключения договора и до подачи заявления о расторжении я заплатила 166 млн. Документы на блок А10, куда я вносила деньги, оказались не в порядке. Локация тоже была неудобной, но мы согласились. Строительство шло крайне медленно. Когда попросили вернуть наши деньги, компания заявила, что договор расторгаем мы, и удержала не с внесённой суммы, а с общей стоимости квартиры — 35 млн. Получается, они два года пускали в оборот наши деньги, да ещё и штраф удержали. При этом нам сказали: деньги есть только если согласитесь на удержание, если нет — то и денег нет. Строительное министерство в ходе проверки установило, что дренаж и бетонные работы были выполнены плохо, а документы на блок, где я купила квартиру, тоже с недостатками», — рассказала она.
Другая клиентка, Зиёда Очилова, заплатила около 134 млн сумов за 1-комнатную квартиру площадью 20 квадратных метров в проекте Tuzel Park. Когда строительство по прошествии определенного времени так и не началось, она пришла в офис компании с заявлением о расторжении договора, но юрист «Imarat Devlopment» отказался даже принять её заявление.
«21 апреля 2025 года я внесла первый платёж — 130 млн 170 тысяч сумов, затем ещё 3 млн 591 тысячу. Оплатила также сентябрьский взнос. При заключении договора обещали, что дом будет располагаться всего в 500 метрах от метро и строительство начнётся сразу. Когда пошли слухи, что стройка не ведётся, мы решили проверить. 7 июля я пришла с заявлением о возврате денег, но юрист Шухрат ака заявил, что никаких заявлений не принимают. В договоре прописан штраф в размере 12 процентов от общей стоимости квартиры — то есть от 224 млн сумов. Я хочу вернуть 100 процентов, ведь строительство они не начинали», — говорит Зиёда Очилова.
Гражданка Далибоева сообщила, что в мае 2025 года расторгла договор по проекту Sergeli City. Согласно условиям, деньги должны были вернуть в течение месяца, но прошло уже четыре месяца, а возврата всё нет.
«28 февраля 2024 года мы заключили договор с «Imarat Devlopment» на покупку квартиры. Я ежемесячно вносила платежи. Позже узнала, что блок, где я купила квартиру, строится без регистрации в строительной инспекции. 19 мая 2025 года я расторгла договор. Компания удержала 10 процентов от общей суммы, а остальное должна была вернуть в течение месяца. Прошло четыре месяца, но я не получила ни сумa», — рассказала Далибоева.
По словам Малики Эшимовой, её супруг приобрёл квартиру в проекте Bristol. Однако при посещении стройки с ней обращались грубо, не предоставили полную информацию о строительстве, и теперь она требует вернуть уплаченные 245 млн сумов.
«Мы купили квартиру в Bristol на имя супруга, у меня была доверенность. Нам сказали, что стройка находится в километре от парка Новый Узбекистан, а оказалось — в 15 километрах! 23 августа организовали экскурсию на объект. Когда я попыталась снять видео для мужа, меня там оскорбили и запретили снимать. Мало того, на странице компании в соцсетях они опубликовали мой снимок с постом, где обозвали меня склочницей и првокаторшей. После этого я решила вернуть деньги. Всего я заплатила 245 млн сумов. Компания не только пользовалась этими деньгами, но ещё и собирается удержать 12%-й штраф от общей стоимости квартиры. Как можно доверять таким застройщикам?» — возмущается Малика Эшимова.
Гражданин Матёкубов также внёс более 210 млн сумов за 3-комнатную квартиру в проекте Sergeli City стоимостью 602 млн сумов. Но, узнав, что блок А12 строится без разрешения стройинспекции, он подал заявление о возврате средств.
Аналогичная ситуация у Мирзабека Хужаёрова: он платил за квартиру в Sergeli City до мая 2025 года, но после проверки строительства инспекцией прекратил платежи.
Чтобы разобраться в ситуации, Kun.uz побеседовал с руководителем «Imarat Devlopment» Маратом Хамдамовым. В интервью он рассказал о своём пути в строительстве, работе компании и штрафах в договорах.
«В 2005 году, в возрасте 16 лет, я уехал в Москву, где учился, прошёл путь от простого рабочего до предпринимателя за 14 лет. В 2019 году вернулся в Узбекистан, чтобы начать бизнес. Основал завод по производству железобетонных изделий. Постепенно вошёл в строительный рынок, но не как самостоятельный застройщик, а как инвестор. В проектах, в которых мы участвовали, квартиры получили около 2000 человек. У проектов не было определённых названий, потому что мы работали с разными компаниями. Формировать собственный бренд начали лишь последние два года», — сказал Хамдамов.
По его словам, штрафы удерживались только у тех покупателей, чьи квартиры находились практически на стадии завершения строительства, и таких клиентов около 10 человек. Остальным средства возвращаются постепенно.
«Не всем начислялся штраф. По моим данным, до сих пор штраф удержали у 8–10 человек. Причина в том, что их квартиры были готовы на 90 процентов, а покупатели называли надуманные причины (для расторжения договора – ред). У нас с первого дня работает CRM-система, где хранится вся информация о клиентах. У этих 10 человек были долги по платежам больше 10 месяцев. Они писали заявление о приостановке выплат, и мы шли им навстречу. Потом, когда стали распространяться ложные слухи, они захотели расторгнуть договор. Теперь у клиентов появилось требование: «Верните деньги прямо сейчас». Но в договоре предусмотрены штрафы и для застройщика. У нас рычаги есть с обеих сторон. Поэтому по некоторым случаям мы не смогли договориться, и там применили штраф. В первой очереди Sergeli City наша компания вложила 80 % инвестиций в строительство. У тех, кто захотел расторгнуть договор, не было реальных оснований для недоверия. Если квартира готова более чем на 70 %, мы вынуждены удерживать штраф, потому что и застройщик несёт убытки. Что касается возвратов: в договорах указано от 1 до 6 месяцев. В течение месяца 200 человек расторгли договор, поэтому образовалась очередь. Мы физически не можем вернуть деньги всем сразу. Это не было предусмотрено нашими планами. До сих пор возвращено около 10 млрд сумов. Если в каком-то случае срок вышел — надо разбираться, возможно, договор юридически не расторгнут. Бывает, квартира оформлена на мать, а расторгнуть приходит сын — в таких случаях мы не можем пойти навстречу», — сказал он.
Также Марат Хамдамов высказался о проблемах с разрешительной документацией.
«Sergeli City — это не маленький объект. Он был уникальным по масштабу в Ташкенте. Сейчас, может, уже нет. Там запланировано поэтапное строительство. Когда берёте экспертизу, можно делить проект на этапы. И для каждого этапа есть кадастровые документы. В каком-то блоке действительно может не быть отдельного разрешения, но в целом у компании есть свидетельство, кадастр, заключения экспертизы и все необходимые документы. Просто, так как в части блоков строительство ещё не начато, мы их не регистрировали в инспекции. За это нужно платить каждый месяц, а платить за 1–2 года вперёд по не строящемуся объекту неправильно. В этих блоках мы никому не продавали квартиры и не планировали. Во всех проданных квартирах необходимые разрешения есть», — объяснил Хамдамов.
Дело пайщика Матёкубова, который обратился в Kun.uz, было изучено Ташкентским областным управлением Антимонопольного комитета. В указании Комитета от 31 июля, говорится, что «Imarat Development» должна полностью вернуть деньги покупателю.
P.S.: Передача готовилась 19–25 сентября. 27 сентября недовольные компанией граждане пришли в редакцию и попросили не публиковать её, сообщив, что Марат Хамдамов встретился с ними и пообещал, что по расторгнутым договорам денежные средства будут возвращены. Выяснилось также, что был составлен акт, обязывающий пайщиков не создавать ситуаций, наносящих ущерб репутации компании, в противном случае вопрос об их ответственности будет рассмотрен в установленном порядке.
Новости по теме
12:02 / 04.12.2025
Финансировать строительство школ и детских садов будут местные бюджеты
10:47 / 04.12.2025
В Ташкенте усилены рейды в отношении грузовиков, загрязняющих дороги
14:15 / 29.11.2025
ЦБ Узбекистана оштрафовал ряд банков
12:18 / 27.11.2025