19:01 / 22.05.2020
2964

Правовед: применение любого наказания за неиспользование приусадебного участка - нецелесообразно

В статье, предоставленной Kun.uz, правовед Нуриддин Муродов выдвинул предложения по проведению правового эксперимента в рамках законопроекта «О приусадебных хозяйствах и гарантиях их деятельности».

Фото: МПК

В Законодательной палате был принят и отправлен в Сенат закон «О внесении в Кодекс об административной ответственности изменений и дополнений, направленных на обеспечение разумного использования приусадебных земельных участков».

Законом предусматривается назначение штрафа в случае неразумного использования приусадебного участка, к установленным налоговым кодексом мерам были внесены дополнительные меры наказания.

Как правовед, я ранее уже излагал своё мнение о нецелесообразности принятия данного закона.

Широкая общественность также выразила своё мнение и соображения по этому вопросу, и не поддержала предлагаемые меры.

На пленарном заседании сената от 11 мая данный закон был обсужден и отклонён. Такое решение общественностью было поддержано.

Основанием для отклонения Сенатом закона послужило нераскрытие в законодательстве таких понятий, как «безосновательное» или «разумное» неиспользование или «неэффективное» использование земельного участка из статьи 65-1 Кодекса об административной ответственности, создание почвы для коррупции и других злоупотреблений при привлечении к ответственности, разработка законопроекта «О личных приусадебных хозяйствах» по указанию президента, и раскрытие в нем абстрактных понятий, используемых в подобных законодательных актах.

На мой взгляд, основания, приведённые Сенатом, верны, однако если истолковать понятия «безосновательное» или «разумное» неиспользование или «неэффективное» использование, дело на этом не закончится. В целом, установление любых мер наказания для владельцев приусадебных участков является прежде всего нецелесообразным, а также, по этому вопросу нужно «отрезать, только отмерив 70 раз», и обсудить это с населением.

Поскольку автором любого закона должен являться прежде всего народ. Особенно когда речь идёт о приусадебном участке, спросить совета у народа будет только во благо.

Что касается постановления Сената, сенаторы говорят следующее: «установление штрафа или применение других мер в отношении владельцев приусадебных участков является не только неверным решением, но и невольным вмешательством в частную собственность, личные дела населения, оно может стать объектом порицания и даже насмешек для международной общественности». Поскольку в большинстве государств привлечение к ответственности владельцев приусадебных участков за их недостаточное возделывание, является нонсенсом.

«Земля принадлежит государству, поэтому приусадебный участок не является личным делом населения», - такие слова мы часто слышим. Однако приусадебный земельный участок – это такая собственность, которая хотя и принадлежит государству, но в то же время всё, что на земле, жильё, постройки - являются частной собственностью, органически взаимосвязанной с земельным участком. Посевная площадь на участке также является его неотъемлемой частью.

Верно, здесь есть и спорные аспекты: «если жильём не заняты 4 сотки земельного участка, их эффективное использование обязательно», «приусадебный участок – источник доходов и пропитания населения, обеспечения продовольственной безопасности, улучшения условий жизни». Однако эти вопросы должны вписываться и в рамки закона, и в принципы неприкосновенности собственности, земледелия, семейных ценностей и т.д., на них не должны влиять никакие бюрократические факторы.

Поскольку наш народ и без того трудолюбивый, живёт только своим домом, детьми и, по возможности, стремится к лучшей жизни.

Поэтому не нужно увеличивать количество владельцев личных приусадебных участков, являющихся приоритетными элементами частной собственности. От этого не следует ожидать хорошего результата.

Когда же будет достигнут хороший результат? Когда не будет никакого беспокойства и препятствий, чтобы у владельца возникло чувство заинтересованности, ощущение того, что эта собственность является действительно частной.

Для предотвращения таких вопросов прежде всего следует рассмотреть принятие парламентом законопроекта «О приусадебных хозяйствах и гарантии их деятельности» в первом чтении, и проведение правового эксперимента в течение одного года.

Для правового эксперимента в целях апробации проекта следует выбрать различные регионы республики, например: Сурхандарьинская, Хорезмская, Ферганская и Ташкентская области.

Если проект даст положительный результат в выбранных регионах, то можно будет урегулировать эту отрасль данным законом, либо, в противном случае, отказаться от законопроекта.

Это уже второй опыт проведения правового эксперимента по законопроектам в Узбекистане. Впервые такие действия выполнялись в 2013 году по апробации законопроекта «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления».

Есть два способа тщательной разработки законопроекта и его апробации, которыми могут воспользоваться народные представители:

Во-первых, проведение правового эксперимента на основании распоряжения президента Узбекистана. Для этого парламент должен обратиться к президенту с таким предложением.

Во-вторых, на основании постановления нижней палаты парламента или совместного постановления палат парламента.

В Узбекистане ограничено количество площадей, пригодных для использования в сельском хозяйстве, поэтому есть необходимость использования имеющихся поливных земель.

По данным Министерства сельского хозяйства, более 80 процентов территории страны составляют степи или полустепные зоны. 49 процентов от всех поливных земель – засоленные земли, 18 процентов из них засолены в сильной и средней степени. Более 23 процентов входят в категорию земель с низким бонитетом.

На сегодняшний день в распоряжении населения нашей страны имеется более 480 тысяч гектаров приусадебных посевных площадей.

По данным специалистов, для нормального питания человека требуется в среднем в год 113 килограммов овощей, 50,4 килограммов картофеля, 19,3 килограммов бахчевых культур, 21,3 килограмма фруктов, винограда, 40 килограммов мяса, 140 литров молока, 121 яйцо, 0,8 килограмма мёда и др. Давайте подумаем, ведь большинство из перечисленных продуктов с неба не падают, они выращиваются у нас, а именно на приусадебных участках. Значит, наш стол будет богатым, а жизнь – зажиточной только если мы сможем продуктивно воспользоваться этим бесценным сокровищем.

Однако в концепции законопроекта следует закрепить нормы нейтрального правового механизма, касающиеся понятия приусадебного участка, субъектов владения приусадебными участками, их правового статуса, деятельности владельцев приусадебных участков, гарантии защиты их прав и законных интересов, эффективной системы, личной заинтересованности владельцев земель в эффективном использовании посевных площадей, реализации продукции, неприкосновенности частного имущества, поддержки и гарантии государства, недопущения любого вмешательства.

Органы государственного управления должны чётко определить задачи по эффективному использованию посевных земельных площадей органами самоуправления граждан, не допуская при этом излишнего контроля.

В проекте следует предусмотреть создание удобств и условий для развития приусадебных хозяйств, финансово-экономическую поддержку владельцев приусадебных земель, выделение ссуд, беспроцентных кредитов, установление конкретных норм, определяющих взаимоотношения с заготовительными, перерабатывающими, снабжающими и обслуживающими предприятиями, бесплатное обеспечение их необходимой информацией и сведениями.

Следует отказаться от мнений вроде: «в Музрабаде 20 соток без присмотра, в Олтыарыке на 6 сотках такая-то разница между доходом и источником, надо принять меры».

Самое основное, нужно достичь такого положения дел, когда государство и владельцев приусадебных участков связывают только налоги и договорные обязательства, и не допускать любых других вмешательств, под каким бы то ни было предлогом.

В рамках этого проекта можно найти правовое решение того, как покончить с устаревшими бюрократическими подходами, взглядами на собственников-владельцев приусадебных участков.

В каждом регионе есть свои условия, климат, и мы должны относиться к этому с уважением. Поскольку этого требуют писаные и неписаные правила правовой демократической и рыночной экономики.

Изначально цель состоит в том, что все результаты, полученные по итогам правового эксперимента будут всесторонне проанализированы, и на их основе будут разработаны чёткие предложения, рекомендации. По крайней мере, можно будет выявить реальные проблемы приусадебных участков, а вот принятие или непринятие законопроекта – это уже следующий вопрос.

Исходя из вышеизложенного, следует разработать распоряжение президента Узбекистана о проведении правового эксперимента по законопроекту «О приусадебных хозяйствах и гарантиях их деятельности».

Нуриддин Мурадов, правовед,

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top