12:11 / 15.02.2019
8097

В развалинах всё ещё есть люди. Но хокимият Ферганы «закрыл тему»

Фото: KUN.UZ

В начале января всеобщее внимание приковали события в Фергане со сносом двухэтажных жилых домов 40-х годов постройки и несогласными на переезд жильцами.

Творческая группа Kun.uz в рамках поездки по долине снова побывала в Фергане. 

Видео: Mover (tas-ix)

Видео: Youtube

Когда мы приехали на место, вовсю лил дождь. Страдающие жители сразу окружили нас.

Приехали и сразу сказали «освободите жилплощадь»

«Никакого официального ответа не было. Всё было сказано устно. Я сама была в Москве в отпуске - пришлось вернуться. Поначалу хокимият предлагал найти жильё самим, «только чтоб недорогое», но по прошествии времени, об это уже и не заикались. Мы написали о проблеме Президенту и не волновались, думая, что будет результат. Из хокимията не было никаких писем или документов, а 2 января нам объявили: «Иванов, Петров вы переезжаете туда-то, собирайте вещи!». Эти дома мы даже не видели. Неделю подождав, 8 января они начали снос домов. По их словам, то, что они приходили к нам летом - и было предупреждением.

Но ни один чиновник не смог показать нам решение хокима. Когда приходил хоким города Ферганы, я ему об этом сказала. То, что они начали сносить дома не дожидаясь нашего переезда породило очень большие трудности для нас», - говорит одна из жильцов Светлана Турсунова.

«В тот день у нас были гости. Принесли бумажку «вот это ваше новое место жительства, вы переезжаете туда. Ваш дом попал под снос, срочно собирайтесь». До этого нас никто не предупреждал» - сообщила Мунира Турсунова.

«Наше положение вы видите сами. Крышу уже разобрали и с потолка течет. Он в любой момент может обвалиться. Мы требуем всего лишь соблюдения своих законных прав. Живём вчетвером: я, моя 88-летняя мать, внучка и племянница. А мне предлагают однокомнатную квартиру. Как это понимать? Я это считаю за издевательство. За 70 лет я повидал многое и никому не пожелаю попасть в такую ситуацию. Мы знаем свои права, ведь в постановлении Кабинета Министров №97 написано - сначала построить дом, затем переселить жильцов, а уже потом - ломать. А у нас всё наоборот: сначала стали ломать!»  - говорит жилец Богдан Бубняк.

«Сейчас уже развалили половину нашего дома. Они не обращают внимание даже на то, что в доме живёт моя 93- летняя мать, инвалид первой группы. На просьбы к строителям они отвечают, что действуют по указанию заместителя хокима и главы ОВД. Прораб сказал заместителю хокима, что здесь живёт моя мама, они даже сняли на фото трещины в наших стенах" - рассказала Татьяна Васильева.

Прогулка по руинам

Мы зашли в те дома, где еще остаются жить люди. Если честно, несмотря на то, что прогулка была непродолжительной, наши сердца бились учащенно. Каждую минуту на нас мог обрушиться потолок или рухнуть полы под нашими ногами.

В одном из полуразрушенных домов с громадными трещинами в стенах мы нашли и 93-летнюю старушку. Её дочь захотела, чтобы мы своими глазами убедились в том, в каких условиях им приходится жить. 

Ответственные работники хокимията не удосужились выслушать чаяния людей и прийти к согласию. Что еще сказать?

У порога хокимията

После осмотра развалин, мы направились в хокимият города Ферганы. В этот хокимят нам приходилось обращаться не раз и по разным поводам. Корреспондентам трудно пресечь его «границу». 

Охрана у ворот задержав нас сообщила, что сначала надо получить разрешение на встречу у начальства. Пока они звонили и потом, некоторое время нам пришлось ожидать у дверей. Через некоторое время нам удалось встретиться (там же у ворот) с заместителем хокима по строительству Шарифжоном Ниязметовым. Он сообщил нам, что не переселённых жителей в «Гидролизном» не осталось и что он очень торопится.

После его слов о том, что «все жители уже давно переехали», мы слегка засомневались. Тогда с кем мы беседовали час назад, с привидениями? Может быть, нам всё это просто показалось?

Мы приехали в Фергану не для раздувания скандала, а чтобы узнать, как разрешилась конфликтная ситуация длящаяся уже не один месяц, о которой писали все СМИ. Мы побеседовали с живыми людьми, проблемы которых так и не были решены. Но, похоже, местные власти предпочитают «не замечать» живых людей в развалинах, видимо, не подозревая о том, что если, не дай бог, на кого-то обрушится стена, отвечать перед законом придётся.

Баходир Ахмедов

Top