19:33 / 05.07.2018
4420

В Узбекистане внедрят трехлетний бакалавриат. Для чего он нужен?

Фото: KUN.UZ

В настоящее время подготовка бакалавров в системе высшего образования республики в основном осуществляется по четырехлетним образовательным программам. Интенсивное развитие, структурное и технологическое обновление отраслей экономики и социальной сферы, модернизация всех сфер жизнедеятельности страны требует новых подходов к подготовке высококвалифицированных кадров.

Учитывая высокую востребованность в кадрах по социально значимым специальностям, Министерством средне специального и высшего образования Узбекистана организовано всестороннее изучение возможности пересмотра длительности обучения по отдельным направлениям бакалавриата и магистратуры в сторону сокращения некоторых учебных программ в соответствии с целями обучения и с учетом специфики конкретного направления.

В этих целях проведен анализ действующих учебных планов и программ бакалавриата с привлечением ведущих ученых, профессорско-преподавательского состава и ректоров вузов. В процессе анализа было выявлено, что в учебных планах по отдельным направлениям имеются дисциплины, которые на сегодняшний день не востребованы в практической деятельности для тех или иных специальностей (к примеру, дисциплина «Математические методы и модели» в учебном плане специальности социально-гуманитарной направленности или дисциплины «Экология и охрана окружающей среды», «Педагогика» в учебном плане технико-математической специальности и т.д.)

Также имеются дисциплины, которые содержательно дублируются дисциплинами, обучаемыми на предыдущих этапах – общесреднем и средне- специальном, профессиональном образовании. По некоторым дисциплинам (таким как, математика, психология, экономическая теория, физическая культура) отведенные в учебных планах часы необоснованно увеличены без учета потребностей тех или иных специальностей. Помимо этого, выявлено, что содержание отдельных специальных дисциплин недостаточно ориентировано на потребности практики и требует модернизации с учетом современных требований.

Таким образом, проведенный анализ подтвердил, что пересмотр учебных планов и учебных программ высшего образования назревшая и актуальная задача.

Сегодня нужны гибкие специализированные образовательные программы, позволяющие интенсивную подготовку востребованных высококвалифицированных кадров. По мнению специалистов, качество образования определяется содержанием учебных программ, их способностью отвечать требованиям рынка труда касательно конкретной профессии, специализации, а не продолжительностью обучения.

Именно ввиду этого, является целесообразным по отдельным направлениям высшего образования организовать подготовку кадров с трехлетней программой обучения.

В частности, по направлению бакалавриата «Дошкольное образование» предложена образовательная программа трехгодичной подготовки бакалавров. Так, учебный план наиболее оптимизирован путем объединения четырех учебных блоков дисциплин в три блока. В целях исключения дублирования некоторые дисциплины были исключены из учебного плана. Например, в первом блоке такие общеобразовательные предметы как «История Узбекистана», «Национальная идея», «Гражданское общество» объединены в единый социальный учебный курс. Также, в блоки Общепрофессиональных и Специальных дисциплин включены 4 новые востребованные практикой дисциплины, также переработаны и оптимизированы 8 специальных предметов.

Постановление президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах» явилось важным шагом в коренном совершенствовании системы высшего образования.

Согласно этому документу начиная с 2018/2019 учебного года в вузах страны по отдельным направлениям бакалавриата будет внедрено обучение сроком не менее трех лет и магистратуры сроком обучения не менее одного года, предусматривая при этом организацию подготовки магистров на основе специализированных программ по производственным (прикладным) (не менее одного года) и научно-педагогическим (не менее двух лет) направлениям.

Трехлетняя программа бакалавриата позволит обеспечить достаточно качественную и гибкую систему подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Об этом также свидетельствует опыт большинства развитых зарубежных стран, таких, как: США, Великобритания, Финляндия, Швеция, Германия, Австралия, Южная Корея, Сингапур и др.

Так, к примеру, в системе высшего образования Южной Кореи университеты осуществляют свою деятельность в первую очередь с учетом интересов работодателей. Качество образования определяется не длительностью срока обучения, а полученными знаниями и навыками выпускника.

В Австралии студенты вузов по гуманитарным направлениям получают диплом о высшем образовании по истечении 2 лет обучения, в сфере информационных технологий – 3 лет, а инженерных наук - 4 года. Во Франции реализована система нескольких видов (уровней) дипломов о высшем образовании. Так, наряду с дипломами DUT (университетский технологический диплом) и DEUST (университетский диплом высшего технического образования) существует и короткий цикл высшего образования, в соответствии с которым после 2 лет обучения выпускник получает диплом DEUG (диплом об общем университетском образовании). Такое образование пользуется высоким спросом в обществе, поскольку дает возможность реального и скорейшего трудоустройства. Подобные примеры имеются в сфере подготовки кадров и других зарубежных стран. 

Таким образом, анализ действующей национальной системы подготовки кадров, а также зарубежного опыта в этой области подтверждает, что переход по отдельным направлениям бакалавриата на трехгодичную программу в системе высшего образования соответствует международным стандартам и современным реалиям нашего стремительно развивающегося общества и практикa-ориентированным требованиям рынка труда.

Top