Узбекистан | 11:39 / 21.05.2020
19828
14 минут чтения

О трагедии Сардобы и кризисе в строительстве – мнение узбекского инженера, проживающего в Канаде

Наш соотечественник, живущий в Канаде, профессиональный инженер Шарофиддин Карабаев представил Kun.uz свои комментарии по поводу инцидента в Сардобе.

«Высказать своё мнение о техногенной катастрофе, произошедшей 1 мая на Сардобинском водохранилище, о разрушении домов в Бухарской области в результате урагана, о трагедии при строительстве Ташкентского метро и других катастрофах разного масштаба, случившихся при строительстве – это мой человеческий, профессиональный и морально-нравственный долг» - такое послание отправил в редакцию Kun.uz наш соотечественник, проживающий в Канаде, профессиональный инженер Шарофиддин Карабаев.

Сейчас много говорится о том, что эти катастрофы произошли по причине коррупции, глубоко укоренившейся в сфере строительства. Как профессиональный инженер и специалист по управлению проектами, я хочу оставить эту сторону вопроса правоохранительным органам, и высказать свои соображения о причинах катастрофы на Сардобинском водохранилище, о сфере инжиниринга и участии инженеров в процессе строительства, а также изложить некоторые рекомендации по улучшению сферы строительства.

Шарофиддин Карабаев

У меня есть два предположения о причинах катастрофы на Сардобинском водохранилище:

1. Ошибки в ходе проектирования.

2. Нарушение технических норм в процессе строительства.

Теперь рассмотрим их по отдельности.

1. Возможные ошибки при проектировании:

a) Вероятно, для строительства водохранилища было выбрано неправильное место. Следовало изучить и проанализировать составные части и свойства почвы на предназначенной для строительства территории, положительное и отрицательное влияние строительства на экономику, жизнь людей, природу, климат и животный мир, заранее приблизительно смоделировать последствия возможной катастрофы и рассчитать возможный урон. Если размер этого урона велик, то нужно было перенести строительство водохранилища в другое место.

б) Возможно, был неправильно определен степень устойчивости стен дамбы к давлению массы воды, и степень размыва материалов, использованных при строительстве дамбы, под воздействием воды.

Обычно водохранилища относятся к стратегическим объектам, поэтому к проектированию таких объектов подходят со всей серьёзностью. Здесь основное внимание уделяется правильному определению степени устойчивости стен дамбы к давлению водной массы и степени размыва материалов, использованных при строительстве дамбы, под воздействием воды. А именно, дамба должна была быть устойчивой как к давлению, так и к эрозиям. Если используемые в строительстве материалы не отвечают вышеуказанным требованиям, то для повышения прочности стен нужно использовать бетон и арматуру.

Сейчас всем стало известно, что при строительстве Сардобинского водохранилища бетон и арматура не использовались. А также могли совершить ошибку при проектировании.

2. Нарушение технических норм в процессе строительства;

a) Качество использованных в строительстве материалов могло не отвечать указанным в проекте стандартам и нормам. Качество грунта и гравия, использованных при строительстве водохранилища, могло быть ниже, чем это указано в проекте. По этой причине стены дамбы не смогли выдержать давление или эрозию.

б) Возможно, не соблюдались нормы строительства. Обычно стены водохранилища возводятся по слоям. При этом толщина каждого слоя не должна превышать 15-30 см, а именно, каждый слой уплотняется тяжёлой техникой, как это указано в проекте, и только после тестирования приступают к возведению следующего слоя. Если это правило не будет соблюдено, то в грунте и гравии возникнут пустоты (пористость). Вода может найти себе путь именно сквозь эти пустоты и продырявить стену. В результате может случиться прорыв.

Как пишут некоторые иностранные издания (BNE IntelliNews), в результате прорыва дамбы в Сардобе Узбекистану причинён ущерб в размере почти 1 миллиарда долларов США. К сожалению, катастрофа на Сардобинском водохранилище – не первая и не последняя авария в строительстве Узбекистана. Поэтому я сегодня хочу больше остановиться на других факторах, которые могут помочь улучшить качество строительства.

Многим известно, что при реализации любого строительного проекта роль инженера ни с чем не сравнима. Они активно участвуют в каждой стадии проекта: при проектировании, планировании новых сооружений, управлении строительства, контроле качества и приёме построенных сооружений.

Успешное и качественное завершение строительства на основе проекта в соответствии со всеми техническими стандартами и требованиями является одной из основных задач инженеров. Деятельность инженеров не ограничивается сферой строительства. Они участвуют в машиностроении, промышленности, во многих сферах, таких как энергетика, транспорт, горнорудное дело, нефтегазовая промышленность, сельское хозяйство.

Крайне важная для экономики страны сфера инжиниринга в Узбекистане до сих пор хорошо не организована, не координирована, не ведётся мониторинг и надзор. Инжиниринг является лицензируемой сферой во многих государствах мира. Только наличие высшего образования в инженерной сфере не даёт права заниматься инженерной деятельностью и называть себя инженером.

К примеру, для осуществления инженерной деятельности в Канаде вам нужно получить лицензию одного из инженерных регуляторов Канады (Ассоциация инженеров). Конкретные требования для лицензирования устанавливаются регулятором. Обычно имеется пять критериев, обязательных для выполнения:

1. Академические требования: Необходимо иметь степень бакалавра по инженерной программе, утверждённой советом инженерной аккредитации Канады, или подобную квалификацию (образование, полученное за рубежом);

2. Опыт работы: Для получения лицензии вам нужно иметь четырёхлетний опыт в сфере инжиниринга в провинции или регионе, где вы обратились за получением лицензии;

3. Профессия и этика: Следует сдать экзамен по профессиональной практике (этика и закон) и основам инжиниринга;

4. Хорошие манеры: Претенденты должны продемонстрировать хорошие манеры;

5. Знание языка: Заявители должны продемонстрировать способность работать на английском или французском языке в зависимости от провинции или региона, куда они обратились для получения лицензии.

В Узбекистане также следует лицензировать инженерную сферу, поскольку инжиниринг – это эксклюзивная, своеобразная отрасль. Лицензирование сферы инжиниринга в Узбекистане окажет положительное воздействие не только на строительство, но и на все отрасли экономики. Вокруг нас мы везде можем увидеть продукты инжиниринга. Здания, где мы живём и работаем, транспортные средства, на которых путешествуем, дороги, мосты, современные средства связи, разное производственное оборудование и другое – всё это создаётся именно инженерами.

Профессиональный инженер, имеющий лицензию, гарантирует качество придуманного им дизайна либо созданного продукта, и берёт на себя ответственность.

К примеру, у меня есть лицензия на осуществление инженерной деятельности в Канаде, выданная Ассоциацией инженеров в Канаде. Имеется сертификат, выданный на моё имя и моя личная печать.

Я ставлю печать на подготовленную мною проектную документацию, тем самым я гарантирую качество своего труда, и несу за него полную ответственность. Такая ответственность побуждает инженеров постоянно работать над собой, неустанно повышать свои знания и квалификацию. Это в свою очередь улучшает качество создаваемых продуктов и уровня безопасности.

Лично я, несмотря на мой огромный опыт в проектировании многих промышленных объектов, сооружений инфраструктуры, больших автомагистралей в Канаде, в надзоре над качеством строительства и в управлении проектами государственной значимости, постоянно стараюсь повышать свой уровень знаний и квалификации. Это мой профессиональный и морально-нравственный долг.

Какова же ситуация в этой сфере в Узбекистане? Согласно постановлению президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2018 года (№ ПП-3939 «О мерах по организации интенсивной реализации предпринимательских инициатив и проектов в регионах») была создана Узбекская ассоциация инженеров-консультантов.

Целью ассоциации является постепенная замена импорта услуг по инжинирингу и консалтингу для крупных, сложных и стратегически важных инвестиционных проектов. Прошло уже два года, но эта организация так и не смогла зарекомендовать себя широкой общественности и не нашла своё место в обществе. Да многие инженеры Узбекистана до сих пор и не знают, что есть такая организация.

Хоть я работаю в Канаде, в августе 2019 года отправил запрос на членство в Узбекской ассоциации инженеров-консультантов, но до сих пор не получил от них ответа. Этот пример также отчётливо показывает, каким образом осуществляется деятельность в этой организации.

Тогда как этой ассоциации следовало бы принять в свои ряды всех инженеров и фирмы инжиниринга и консалтинга в Узбекистане, координировать и регулировать их деятельность. Думаю, что, если всё так и будет продолжаться, эта отрасль в Узбекистане ещё надолго останется в бесконтрольном, неорганизованном и некоординированном состоянии.

Можно сказать, что одной из причин низкого качества строительства и в результате, возникновения различных катастроф является отсутствие надзора в такой важной для Узбекистана сфере, отсутствие проверки квалификации и знаний инженеров. Поскольку, там, где нет надзора и требований, отсутствует и качество.

Теперь постараемся ответить на вопрос, что же нужно сделать в Узбекистане для улучшения качества строительства.

Я предложил бы осуществить следующее:

1. Повышение качества образования по подготовке инженерных кадров в высших учебных заведениях. Следует адаптировать учебные программы под программы развитых государств.

2. Лицензирование инженерной сферы в Узбекистане. Лицензия – это ответственность. Допущение ошибок в работе приводит к лишению лицензии и прекращению инженерной деятельности. При таких условиях каждый инженер чувствует ответственность в десять раз большую, и действует только «семь раз отмерив». Он отказывается от использования некачественных материалов, не принимает объекты, не отвечающие стандартам и нормативам строительства.

3. Поручение управления строительными проектами настоящим профессионалам. Не все чиновники, занимающие большие должности, имеют знания и квалификацию по управлению проектами. Мы часто можем быть свидетелями того, как они принимают неверные решения, выполняют работу непланомерно и нелогично. Управляющие профессиональным проектом должны обладать глубокими и прочными знаниями по интегрированному управлению проектом, управлению расходами, качеством, ресурсами, рисками проекта на основе графика.

4. Следует отказаться от опыта завершения сроков строительства строительных проектов к какому-либо празднику. В строительном процессе есть свои правила и законы, не имеющие никакого отношения к праздникам.

5. Организация прозрачных тендеров по проектам строительства.

6. Научный подход к выбору места для строительства, проведение полных геологических исследований, выявление и анализ составных частей, свойств почвы на предназначенной для строительства территории. Изучение и анализ положительного и отрицательного влияния строительства на экономику, жизнь людей, природу, климат и животный мир.

7. Планирование управления качеством при строительстве (Quality Control Management Plan). Контроль проектов любого сооружения, строительных материалов, качества выполненной работы, правильная организация строительного процесса должны осуществляться профессиональными инженерами. Хорошее управление качеством строительства уменьшает количество ошибок, помогает своевременному и качественному выполнению проектов в рамках бюджета.

8. Обучение управлению рисками при строительстве и эксплуатации сооружений (Risk Management). Планирование, надзор и управление надлежащими мероприятиями для предотвращения опасностей управления рисками при строительстве и эксплуатации сооружений. Сюда входит выявление и анализ риска, определение степени риска, принятие мер по управлению риском, управление и минимизация имеющихся рисков.

9. Организация учебных курсов по управлению проектами (Project Management) и подготовка квалифицированных специалистов. Управление проектами – это отдельный предмет, и очень серьёзная сфера.

Конечно же невозможно в рамках одной статьи перечислить все необходимые работы, которые следует реализовать в сфере строительства. Однако, могу с уверенностью сказать, что нужно кардинально реформировать сферу строительства в Узбекистане. При этом полезно было бы воспользоваться опытом развитых стран.

P.S.: Всё вышеизложенное – моё личное мнение, и не имеет отношения ни к каким организациям или объединениям.

Шарафиддин Карабаев,
Канада

перевод: Вадим Султанов, Анастасия Ткачёва

Об авторе: Шарафиддин Карабаев работает старшим управляющим проектов в Департаменте инфраструктуры правительства северо-западных регионов Канады.

Член Союза инженеров Канады, профессиональный инженер. Обладатель сертификата с золотой печатью по управлению строительными проектами Союза строительства Канады.

Подготовил:  Вадим Султанов

Новости по теме