17:06 / 22.04.2017
6389

Узбекистан-Туркменистан-Казахстан: треугольник это устойчивая конфигурация

18-19 апреля состоялся государственный визит Президента Туркменистана в Казахстан. Состоялись переговоры между президентами двух стран Н.Назарбаевым и Г.Бердымухаммедовым. Подписан большой пакет документов, ключевым из которых является Договор  о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Туркменистаном. Подписано давно ожидаемое Соглашение между Республикой Казахстан и Туркменистаном о демаркации казахстанско-туркменской государственной границы. 

Данный визит, его результаты необходимо рассматривать в общем контексте активизации связей между странами центральноазиатского региона, которое идет за последнее время.   
Как представляется, импульс новому этапу межгосударственных отношений в регионе придала активизация внешней политики Узбекистана. 

Государственные визиты президента Узбекистана в Туркменистан   и в Казахстан в марте 2017 года стали важными вехами на пути активизации отношений между странами региона. 
Активизация двухсторонних отношений между Узбекистаном и Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном, Казахстаном и Туркменистаном ведет к тому, что на новом этапе межгосударственных отношений в регионе начинает вырисовываться конфигурация трех стран-локомотивов регионального сотрудничества: Узбекистан-Туркменистан-Казахстан. 

Что является важным  на этом этапе сотрудничества, какие сферы могут стать прорывными?

Основой для формирования новых форматов регионального экономического сотрудничества на современном этапе может стать  гармонизация и интегрирование транспортно-коммуникационных потенциалов стран региона (прежде всего Узбекистана, Казахстана и Туркменистана). Эти страны реализуют стратегии развития транспортного сектора и в этот сектор вкладываются серьёзные инвестиции. Но на сегодня стоит задача интеграции этих национальных транспортных стратегий и формирование   единого центрально-азиатского транспортно-транзитного хаба континентального значения. В данной связи для стран ЦА открываются реальные возможности, чтобы превратить его в трансконтинентальный мост, обеспечивающий экономическое партнерство Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Южной Азии. 

Исходя из того, что все страны в транспортно-транзитном смысле зависят друг от друга, здесь необходим единый подход для объединения страновых усилий. И почему бы этот запрос не сделать основой для налаживания кооперационных связей интенсивного формата? Да, на сегодня страны региона реализуют определенные транспортно-логистические проекты, которые могут быть конкурентами. В частности, строительство новых и модернизация существующих транспортно-логистических центров на берегу Каспийского моря, которые ведут Казахстан (порты Актау и Курук) и Туркменистан (глубокая модернизация порта Туркменбаши). Строительство железной дороги из Туркменистана в Афганистан и Таджикистан (Атамырат-Имамназар-Акина), в обход Узбекистана. Но это не должно стать препятствием для синхронизации транспортно-коммуникационных потенциалов трех стран. Потому что в целом, формирование новых транспортных коридоров, создавая альтернативы, будет работать на общее снижение транспортных издержек как для транзита грузов. 

Три страны  сегодня активно реализуют политику форсированной индустриализации. Узбекистан до 2030 года планирует реализовать 657 проектов в стратегических отраслях экономики на сумму более 40 миллиардов долларов. В этот перечень входят проекты в промышленности, а также направленные на модернизацию транспортной инфраструктуры. Реализация данных проектов позволит довести долю промышленного сектора в структуре ВВП к 2030 году до 40% против 32,9% в 2016 году.

Тоже самое и в Туркменистане, где планируется реализация около 1 тысячи 900 крупных объектов общей стоимостью свыше 48 миллиардов долларов США. Казахстан реализует Программу форсированного индустриально-инновационного развития. И три страны могут использовать свои возможности для активного партнерства в реализации данных проектов. 

Три страны: Узбекистан, Туркменистан и Казахстан имеют единую позицию в отношении вопросов экологии, решения проблем Аральского моря и  вопросов вододеления в регионе. Это может стать серьезной основой для реализации совместной политики трех стран в этом направлении. И таких  сфер совместного соразвития для Узбекистана,Туркменистана и Казахстана. И активизация взаимодействия трех стран, которая сейчас идет на наших глазах -   это значимый и важный для всех граждан этих стран процесс.

Центральная Азия в перспективе до 2040 года может стать одним из самых быстрорастущих регионов. Но возможности и качество этого роста будут определяться темпами и форматами регионального сотрудничества между странами региона.

И наиболее оптимальным  представляется путь постепенного выстраивания экономических связей между странами региона по тем направлениям и в тех формах, к которым готовы страны региона. 
Это может быть формирование экономической связки «Узбекистан-Казахстан», «Узбекистан-Туркменистан» и формирование новой  конфигурации «Узбекистан-Туркменистан-Казахстан».
Это многообещающий процесс….

Бахтиёр Эргашев,
независимый эксперт 

Top