Узбекистан | 16:41 / 13.07.2018
7590
8 минут чтения

СМИ: семья Каримова продала крупный рынок в Узбекистане

Младшая дочь первого президента Узбекистана Ислама Каримова Лола Каримова-Тилляева продала крупный коммерческий рынок Узбекистана Абу-Сахий. Об этом сообщили Reuters два источника, знакомые со сделкой, не уточнив кто стал новым владельцем бизнеса.

В декабре прошлого года Абу-Сахий, расположенный в столице Узбекистана Ташкенте, прошел ребрендинг и стал Ташкентским Шелковым путем. Сделка стала важным этапом в попытке президента Шавката Мирзиёева реформировать самую густонаселенную страну Центральной Азии.

Экономика Узбекистана и его потребительский рынок находились под властью Ислама Каримова 27 лет. Его семья сохранила контроль над прибыльными предприятиями после его смерти в сентябре 2016 года.

Лола Каримова-Тилляева и ее муж Тимур Тилляев никогда публично не заявляли, что владеют рынком и контролируют связанные с ним логистические компании. Близкий к правительству финансист и предприниматель, который работает с рынком, подтвердили Reuters, что супруги владели Абу-Сахий до конца прошлого года.

Продажа бизнеса для 40-летней Каримовой-Тилляевой означает потерю актива, прибыль от которого позволяла ей вести роскошный образ жизни за границей с мужем и детьми.

Для экономики Узбекистана смена владельца Абу-Сахий стала завершением квазимонополии на рынке и открыла доступ потребительских товаров в Узбекистан, так как почти все импортированные потребительские товары проходили через рынок.

«Раньше было сложно ввозить что-то, вывозить. Все делали через Абу Сахий, либо какими-то совершенно сумасшедшими контрабандными тропами. Теперь стало намного легче и лучше. Многие жители Ташкента и области стали активно выезжать в Казахстан, чтобы купить что-либо, начиная от бананов, кончая бытовой техникой, телефонами, компьютерами», - сказал бизнесмен на условиях анонимности.

Новый порядок

Смена собственников рынка стала фактическим завершением господства семьи Каримовых в Узбекистане. Мирзиёев сделал первое официальное упоминание об изменениях на рынке 5 января. Он не назвал новых владельцев, но сказал, что ежемесячные налоговые поступления с рынка значительно выросли.

В течение 15 дней после реорганизации рынок выплатил 35 миллиардов сумов ($4,2 миллиона) в бюджет. Ранее платежи составляли 5 миллиардов сумов в месяц.

В феврале Каримова-Тилляева ушла в отставку с поста представителя страны в ЮНЕСКО. Ее старшая сестра, Гульнара Каримова, не была замечена на публике в течение последних нескольких лет, а прокуроры заявили, что она находится под стражей, после домашнего ареста по приговору 2015 года за вымогательство и растрату государственных средств.

Пресс-служба президента и правительства Узбекистана не ответили на вопросы о собственниках рынка, с Каримовой-Тилляевой и ее мужем Reuters не смог связаться для комментариев.

Адвокат супругов в США Марк Раймонд сказал: «Насколько я понимаю, на все ваши вопросы ранее ответили и сообщили, и поэтому у моих клиентов больше нет комментариев».

Государственные СМИ Узбекистана по-прежнему не критикуют Каримова и его семью, но критики в социальных сетях становятся все более активными на фоне очевидной потери влияния династии.

Быстрый рынок

На суетливом Ташкентском Шелковом пути продается все от еды до телефонов. На оптовом рынке помимо обычных покупателей много мелких предпринимателей - перекупщиков.

Изменения на рынке - это часть того, что ищут иностранные компании, рассматривая возможность инвестирования в основном Узбекистан.

«Правительство должно стремиться, чтобы иностранные компании приходили в Узбекистан, потому что оно (правительство)... относится ко всем компаниям одинаково и существуют одинаковые условия (для ведения бизнеса)», - сказал Юха Кяхконен, заместитель директора отдела Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда.

Некоторые инвесторы опасаются, что воинствующий ислам может захватить страну. В 90-е годы правительство столкнулось с исламистским повстанческим движением, а обедневшая область Ферганской долины остается рекрутинговой площадкой для боевых групп.

Изменения трудно измерить в бывшем советском Узбекистане, потому что они скрыты. Политические реформы и реформы в сфере безопасности оказываются медленными, хотя увольнение начальника службы безопасности Рустама Иноятова в январе показало, что Мирзиёев укрепляет власть.

В мае президент Узбекистана провел переговоры в Белом доме с президентом Дональдом Трампом, подняв вопрос перспективы улучшения связей с Соединенными Штатами, которые арендовали военную базу в Узбекистане, до вывода войск в 2005 году.

Ограниченный прогресс

Пока неясно, насколько далеко Узбекистан готов пойти в вопросе реформ. Высокопоставленный узбекский чиновник заявил в мае, что Ташкент готов приватизировать свою государственную авиакомпанию, но будет держать полный контроль над прибыльными золотыми приисками и нефтяной компанией.

В сентябре правительство либерализовало валютные правила, позволяя гражданам и компаниям покупать и продавать иностранную валюту без ограничений по рыночному курсу.

Официальные данные показали, что Узбекистан был девятым по величине в мире производителем золота в 2017 году, объем выпуска составил около 100 тонн, и он произвел 56,5 миллиарда кубометров природного газа. Добыча нефти составила 806.000 тонн, но страна остается нетто-импортером нефти и нуждается в инвестициях в ее инфраструктуру.

Почти половина инвестиций в первом квартале была вложена в нефтегазовый сектор, где российский Лукойл завершил крупный проект в апреле, запустив газоперерабатывающий завод стоимостью $3,4 миллиарда.

Среди менее благоприятных новостей, Узбекистан объявил, что американский производитель автомобилей GM, хочет продать свою 10-процентную долю в заводе GM Uzbekistan.

Мирзиёев критиковал GM Uzbekistan в этом году за то, что он не смог создать рабочие места, несмотря на то, что десятилетиями пользовался налоговыми и другими льготами. Узбекский новостной сайт процитировал главу государственной автомобильной компании, который сказал в мае, что Узбекистан планирует купить долю GM.

До сих пор иностранные деньги в страну поступают в основном по линии таких финансовых институтов, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Официальные данные показывают, что в первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2017 года экспорт вырос на 59 процентов, а импорт увеличился на 45 процентов. При этом прямые иностранные инвестиции упали на 29 процентов до $575 миллионов за тот же период. Причина этого не ясна, но экономисты говорят, что Узбекистан принял более честные стандарты отчетности при Мирзиёеве.

Новости по теме