Узбекистан | 18:44 / 23.10.2018
3506
8 минут чтения

Минфин: принимаемые решения по увеличению тарифов кардинально отличаются от предыдущих годов

Фото: Министерство финансов

Принимаемые решения по увеличению тарифов кардинально отличаются от повышений, которые периодически осуществлялись в предыдущие годы, сообщает Минфин.

Прежде всего тем, что они сопровождаются стратегическими реформами в нефтегазовой и энергетических отраслях, а также в целом в экономике.

Какие первоочередные меры и задачи реализуются для достижения поставленной цели?

Во-первых, внесены принципиальные корректировки в макроэкономическую политику страны. Фундаментальной причиной возникновения диспропорций в экономике являлся тот факт, что в течение многих прошлых лет цены и тарифы на энергоресурсы повышались большими темпами, по сравнению с ростом закупочных цен на хлопок-сырец и зерно.

Теперь же закупочные цены на хлопок-сырец и зерно приближены до уровня мировых. В результате, аграрии полностью и своевременно платят за топливно-энергетические ресурсы (электроэнергия, дизельное топливо и другие) и минеральные удобрения. В свою очередь предприятия-производители энергоресурсов полностью и своевременно оплачивают за потребленный природный газ и другие ресурсы

Кроме того, из-за нестабильности официального курса национальной валюты, каждое очередное повышение тарифов на энергоресурсы, практически не оказывало никакого эффекта на улучшение финансового состояния и производственной деятельности в отраслях ТЭК.

В настоящее время ситуация качественно другая. Так, например, если на 5 сентября 2017 года курс доллара по отношению к суму составил 8100 сумов, 23 октября — 8226,1 сума, т. е. колебания обменного курса оставались незначительными. Таким образом, стабильность обменного курса национальной валюты становится важным фактором обеспечения финансовой стабильности предприятий.

Во-вторых, намечены коренные изменения по совершенствованию системы управления в компаниях ТЭК. Осуществляется разработка Стратегии развития отраслей топливно-энергетического комплекса с участием авторитетных международных экспертов, что предусмотрено постановлением Кабинета Министров от 12 июля 2018 года «О мерах по привлечению авторитетных международных экспертов при разработке и реализации долгосрочных программ реформирования ключевых отраслей экономики».

АО «Узбекнефтегаз» в этом вопросе консультирует компания Boston Consulting Group, соответственно «Узбекэнерго» — Европейский банк реконструкции и развития, группа Всемирного банка, Азиатский банк развития и Международная финансовая корпорация.

Коренные реформы электроэнергетической отрасли начаты с принятием постановления президента от 22 октября 2018 года «О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли». В соответствии с принятым решением, образована Комиссия по реформированию электроэнергетической отрасли во главе с премьер-министром, с возложением на нее решение важнейших задач, совместно с Азиатским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития и группой Всемирного банка, в числе которых:

разработка до 1 марта 2019 года современной схемы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии, предусмотрев при этом широкое привлечение частных, включая иностранных, прямых инвестиций в предприятия по производству и распределению (реализации) электрической энергии, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, при сохранении полного государственного контроля за транспортировкой электроэнергии, а также постепенное формирование современного оптового рынка электроэнергии на основе конкурсных закупок продукции непосредственно у генерирующих предприятий;

подготовка и утверждение до 1 апреля 2019 года методологии расчета тарифов на электроэнергию, основанной на покрытии текущих и капитальных расходов, стимулирующей привлечение частного сектора в электроэнергетическую отрасль, предусмотрев при этом создание межведомственной тарифной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан; и другие.

В-третьих, одним из важнейших принципов тарифного реформирования является социальная поддержка населения. Потому тарифы для населения повышаются только на 5−10%.

Практически не изменится тариф на природный газ для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (заправок), что позволит сохранить нынешний уровень цен на метан. Это значит, что не должны подорожать услуги такси и перевозки грузов автотранспортом, использующих газ.

Вместе с тем, следует признать то, что повышение тарифов для юридических лиц (на электрическую энергию — на 45% и природный газ — в 2 раза) отразится косвенным образом на себестоимости и ценах на производимые потребительские товары и услуги. Однако, с учетом того, что у большинства предприятий доля расходов на энергоресурсы в себестоимости продукции составляют незначительную часть, рост цен, как ожидается, не превысит уровень общей инфляции в экономике.

Для отдельных энергоемких отраслей, например, по производству строительных материалов, тарифы на природный газ останутся на нынешнем уровне — 1000 сумов за кубометр.

Для предприятий химической индустрии, в связи с ростом цен на газ и электроэнергию, цены на минеральные удобрения повышаются соразмерно. В свою очередь, соответственно будут увеличены закупочные цены на зерно и хлопок урожая 2019 года.

Возрастет объем бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным организациям для покрытия дополнительных затрат на электроэнергию. В частности, для насосных станций Министерства водного хозяйства, обеспечивающих водными ресурсами основную часть орошаемых земель республики, ассигнования увеличатся с 1 трлн 828 млрд сумов в 2018 году до 2 трлн 858 млрд сумов в 2019 году.

Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров №320 от 3 мая 2018 года, с 1 апреля т. г. расходы на электроэнергию, потребляемую насосными агрегатами фермерских хозяйств и ассоциаций водопотребителей, также покрываются за счет бюджетных субсидий, объемы которых возрастут в 1,5 раза или до 385 млрд сумов.

Новости по теме