Опрос: многие инвесторы сожалеют, что инвестировали в СЭЗ Узбекистана
12 ноября в Центре «Стратегия развития» прошло мероприятие на тему «Оценка эффективности свободных экономических зон в Узбекистане: законодательные, инвестиционные, экономические, социальные и экологические аспекты».
В ходе мероприятия обсуждались результаты проведенного исследования в рамках совместного проекта с Центром «Стратегия развития» и швейцарским фондом PeaceNexus.
Специалисты посетили свободные экономические зоны (СЭЗ) «Навои» и «Ангрен» и провели исследования на местах, где ознакомились с деятельностью и создаваемыми условиями. Также, был проведен опрос среди инвесторов, представителей дирекции, сотрудников предприятий, бизнесменов, изучены предложения, направленные на решение текущих проблем.
Исследование и анализ деятельности СЭЗ (на примере СЭЗ «Навои» и «Ангрена») по проекту осуществлялось по пяти направлениям: нормативно-правовая база функционирования и инвестиционная привлекательность СЭЗ, налогообложение, таможенное администрирование, воздействие СЭЗ на окружающую среду и социально-экономическое воздействие
По официальным данным, в настоящее время в СЭЗ «Навои» количество зарегистрированных участников составляет 35 единиц, в Ангрене – 82.
Специалисты выяснили, что в местных органах управления СЭЗ:
- дирекции СЭЗ не имеют полномочий по предоставлению земель, зданий и сооружений потенциальным инвесторам. Решения о выделении земельных участков, зданий и сооружений принимаются административными советами и нередко затягиваются на долгие месяцы
- полномочия дирекций по подключению инвесторов к сетям инженерно-коммуникационной инфраструктуры (электричество, газ, холодная вода, канализация) ограничены. В большинстве случаев СЭЗы открываются без подведения инженерно-коммуникационной инфраструктуры;
- требования по сбору документов и разработке бизнес-планов чрезмерно сложные и решения административных и республиканских советов по разрешению инвестиционных проектов излишне бюрократизированы;
- не создана система «единого окна» по работе с инвесторами – инвесторы вынуждены бегать за каждым разрешением и ждать месяцами решений государственных органов;
- административные советы не включают территориальных представителей «Узбекэнерго», «Узбекнефтегаз», Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды;
- административный совет не может принимать решения по землям, зданиям и сооружениям, которые находятся на балансе министерств и ведомств республиканского подчинения.
При этом, инвесторы сталкиваются со следующими проблемами:
- получение рабочих виз (разрешений для трудоустройства иностранных граждан в Республике Узбекистан) является громоздким. До 2012 года существовал упрощенный режим получения разрешения для трудоустройства, который был почему-то отменен. Разрешение выдается в течении 30 дней на срок до одного года, с правом продления еще на 1 год. По истечению 2-х летнего периода, иностранный инвестор должен получить новое разрешение в Агентстве внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений;
- долгие бюрократические процедуры и нереально большие сроки рассмотрения их обращений со стороны государственных органов власти. Решения о получении заключения Госкомэкологии и разрешения на строительство и подключение к инженерно-коммуникационным сетям затягиваются на многие месяцы. Одни и те же службы могут отклонить обращение на основе единственной отговорки и отправить на доработку несколько раз;
- не созданы необходимые службы логистики, которые бы обслуживали предприятия-участники СЭЗ. В СЭЗе «Навои» это комментируют тем, что на территории СЭЗ могут находиться только зарегистрированные участники;
- вблизи СЭЗ не создана социальная инфраструктура, отвечающая требованиям инвесторов. Инвесторы предпочитают наведываться время от времени и, по возможности, в тот же день возвращаться в Ташкент;
- при таможенной очистке, инвесторы должны заново заполнять все необходимые документы, собирать сертификаты и проходить через таможенные процедуры (таможенный осмотр и досмотр, получение сертификатов соответствия, гигиенического и токсикологического сертификата, и другие). Поэтому инвесторы вынуждены завозить большие партии сырья и держать их на таможенном складе;
- цены на услуги, оказываемые государственными компаниями («Узбекистон хаво йуллари» и «Узбекистон темир йуллари») нередко завышены. Например, транспортировка одного 40-футного контейнера со станции «Тинчлик» в городе Навои до СЭЗ «Навои» (25 км) обходится в 500 долларов США.
Кроме этого, в СЭЗах имеются проблемы с доступом к недорогим и качественным транспортным услугам (например, в СЭЗ «Навои» не работает кран по погрузке-разгрузке контейнеров) и к технической воде и канализации. В СЭЗ «Ангрен» имеются проблемы с непрерывным доступом к природному газу, а также не создана социальная инфраструктура, отвечающая требованиям инвесторов. Инвесторы предпочитают наведываться время от времени и, по возможности, в тот же день возвращаться в Ташкент.
В целом, большинство иностранных инвесторов выразили сожаление, что инвестировали в СЭЗ. Более предпочтительным местонахождением для своих инвестиций они назвали Ташкент и близлежащие районы Ташкентской области.
Новости по теме
12:56 / 28.08.2024
В Узбекистане будет создан Национальный инвестиционный фонд
11:17 / 20.08.2024
Для развития бизнеса в Каракалпакстане хотят привлечь 10 млрд долларов
20:18 / 09.07.2024
«Недостаток инвестиций, поступающих в Узбекистан, вызывает тревогу» - Бехзод Хошимов
08:39 / 08.06.2024