Экономика | 21:32 / 21.11.2018
1761
7 минут чтения

МВФ: в Узбекистане налогово-бюджетная политика остается основным инструментом контролирования инфляции

Фото: Reuters

Эксперты Международного валютного фонда опубликовали заключительное заявление миссии МВФ.

Налогово-бюджетная политика в Узбекистане включает как традиционные фискальные операции, так и операции по предоставлению объема кредитования на поддержку мер экономической политики, отмечают специалисты международной финансовой организации.

Миссия МВФ подготовила пересмотренные счета налогово-бюджетной сферы, в которых традиционные фискальные операции по сбору налогов и расходованию средств правительства отражены как сальдо консолидированного бюджета в виде разницы между всеми доходами и расходами государственного бюджета и государственных целевых фондов за исключением кредитования на поддержку мер экономической политики. Кредитование на поддержку мер экономической политики включает финансирование инвестиционных проектов и перекредитование за счет Фонда реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ), рекапитализацию или вливания в капитал государственных предприятий, включая государственные банки, и кредиты на строительство доступных жилых домов в городской и сельской местности. Объединение сальдо консолидированного бюджета с оценочными значениями кредитования на поддержку мер экономической политики формирует общее сальдо бюджета, которое миссия предпочитает использовать в качестве показателя воздействия налогово-бюджетной политики на внутренний спрос. В настоящее время налогово-бюджетная политика остается основным инструментом контролирования инфляции.

По мнению экспертов МВФ, правительству Узбекистана следует сосредоточиться на достижении такого общего сальдо бюджета, которое бы не позволяло первичным и вторичным корректировкам цен и заработной платы стимулировать сохранение темпов инфляции на постоянно более высоких уровнях.

При этом, в 2018 году налогово-бюджетная политика в целом была умеренно расширительной по отношению к плановым параметрам бюджета:

  • С января по сентябрь сальдо консолидированного бюджета сложилось с профицитом в размере 3,4 процента ВВП, хотя в прогнозе бюджета на год в целом был предусмотрен профицит бюджета в размере 0,9 процента ВВП. Перевыполнение показателей консолидированного бюджета отражает более высокое поступление доходов по всем категориям доходов, что связано с более высоким (по сравнению с прогнозом) ростом номинального ВВП, улучшением налогового администрирования и повышением финансовой самостоятельности местных органов власти. Официальные органы планируют достичь профицита бюджета в размере 2,3 процента ВВП по году в целом, что является существенно более жестким результатом по сравнению с заложенным в бюджет показателем (однако близким к консолидированному профициту 2017 года в размере 2,1 процента ВВП). 
  • Напротив, кредитование на поддержку мер экономической политики стало дополнительным значительным стимулом по сравнению с запланированными в бюджете показателями. По оценкам миссии МВФ, в целом по 2018 году кредитные операции придадут внутреннему спросу дополнительный стимул в размере 4,7 процента ВВП, что существенно выше показателя, запланированного в бюджете (2,4 процента ВВП). В используемые миссией показатели чистого кредитования входят также кредитные операции, финансируемые за счет внешнего заимствования, не включенные в бюджет и оцениваемые в 0,6 процента ВВП в 2018 году.
  • С учетом этих двух компонентов налогово-бюджетной политики, общий дефицит бюджета в 2018 году, по прогнозам, достигнет 2,5 процента ВВП, что на 1 процент ВВП выше предусмотренного в бюджете общего дефицита в размере 1,5 процентов ВВП. Умеренно расширительный общий курс налогово-бюджетной политики (по сравнению с прогнозируемым бюджетом 2018 года) отражает неожиданный и значительный рост операций кредитования на поддержку мер экономической политики. В соответствии с форматом представления бюджета, который используют официальные органы, расчетный дефицит бюджета в 2018 году составляет ¼ процента ВВП.

Исходя из текущих планов, налогово-бюджетная политика в 2019 году будет оставаться в определенной степени расширительной:

  • МВФ прогнозирует, что профицит консолидированного бюджета составит 0,3 процента ВВП, что является ослаблением по отношению к 2018 году (профицит в размере 2,3 процента ВВП). Снижение профицита в 2019 году отражает главным образом затраты на проведение налоговой реформы, оцениваемые приблизительно в 2 процента ВВП. 
  • Что касается операций по кредитованию на поддержку мер экономической политики, официальные органы планируют снизить их до 2,8 процента ВВП в 2019 году. Эта оценка включает кредитные операции в размере 0,5 процента ВВП, финансируемые вне бюджета за счёт внешних заимствований.
  • С учетом этих двух компонентов налогово-бюджетной политики прогнозируемый общий дефицит бюджета будет оставаться на достигнутом в 2018 году уровне в размере 2,5 процента ВВП. В бюджете 2019 года, представленном официальными органами страны в парламент в начале ноября, бюджетный дефицит составил 1,8 процента ВВП.

Специалисты МВФ считают, что с учётом предполагаемого инфляционного давления, обоснованным будет удержание прогнозируемого общего бюджетного дефицита на 2019 год в размере 2 процентов ВВП. Этого можно достичь за счет снижения дальнейшего кредитования на поддержку мер экономической политики или путем сокращения неприоритетных расходов. В свете опыта прошлых периодов, основным вызовом на пути реализации налогово-бюджетной политики станет удержание операций по кредитованию на поддержку мер экономической политики в рамках предельного значения в размере 2,8 процентов ВВП.

«Налоговая реформа 2019 года должна сопровождаться дополнительными среднесрочными мерами по налоговой политике и шагами по укреплению налогового администрирования. Налоговая реформа в Узбекистане будет многолетним проектом, который должен выполняться под строгим надзором Министерства финансов. Для этого, в частности, потребуется повышение потенциала Министерства финансов по разработке налоговой политики, по решению проблем, связанных со сбором НДС и акцизов, и по обеспечению более однородных условий по налогообложению рабочей силы. В части администрирования, перевод в начале 2019 года дополнительно примерно 19 000 фирм на стандартный налоговый режим приведет к появлению вызовов, связанных с администрированием», - говорится в сообщении МВФ.

Кроме этого, краткосрочные приоритеты должны включать реструктуризацию и укрепление организации налогового администрирования в центральном аппарате, а также создание офиса по работе с крупными налогоплательщиками. В среднесрочной перспективе основными задачами будут консолидация сети подразделений на местах, трансформация бизнес-процессов и улучшение практики по обеспечению выполнения налогоплательщиками установленных требований.

Отмечается, что поддержка усилий соответствующих органов Узбекистана в решении этих задач в среднесрочной перспективе будет осуществлена за счёт технической помощи МВФ.

Новости по теме