Активная жилищная политика играет огромную роль в развитии страны
Сегодня многие рассуждают на тему строительного бума, происходящих изменений в архитектурном облике, но мало кто задумывается на тем, что экономическая модернизация и социальные изменения в обществе несомненно связаны с преобразованием архитектурной инфраструктуры.
Если для слабо урбанизированного общества характерно преобладание строительства индивидуального жилья, то в условиях индустриализации происходит изменение спроса по типам застройки и их комфортабельности.
Новая среда обитания влечет за собой формирование новых норм и стилей поведения городских и сельских жителей, меняя психологию и менталитет социума в целом и каждого человека в отдельности.
Улучшение жилищных условий для населения было и остается одной из приоритетных задач государственной политики в Узбекистане. Индикаторами ее успешного решения можно назвать:
– кардинальное изменение структуры собственности на жилье. На сегодня почти 98% жилья находится в частной собственности граждан;
– внедрение новой модели финансирования жилищного строительства. Произошел переход от модели государственных гарантий обеспечения права на жилье к рыночной модели жилищной политики, где экономические возможности каждой отдельной семьи становятся главным условием удовлетворения потребности в жилье;
– сформирована система институтов и механизмов ипотечного кредитования жилищного строительства.
За прошедший период удалось не только сохранить, но и увеличить жилищный фонд страны. С 2005 года ввод жилья имеет стабильный рост, в среднем на уровне 7%.
Если до 1991 года общая площадь жилищного фонда составляла 258,4 млн. м2, то по итогам 2015 года она достигла уровня свыше 477,8 млн. м2 (прирост в 1,85 раза).
Несмотря на большую демографическую нагрузку, достигнут стабильный рост обеспеченности жильем на одного человека с 12,4 м2 в 1991 году до 15,4 м2 по итогам 2015 года. В настоящее время законодательно закреплены социальные нормы – 16 м2 на 1 человека.
Также следует знать, что Узбекистан все еще молодая страна. Более 60% населения составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Это значит, что в среднесрочной перспективе будет наблюдаться несколько тенденций: вхождение большого числа молодежи в репродуктивный возраст и увеличение количества молодых семей. Как следствие, наблюдается динамичный рост спроса на жилье.
Таким образом, чтобы покрыть спрос, темпы роста жилищного строительства должны быть увеличены, а само жилье должно стать доступным, за счет эффекта масштаба.
В рамках активизации жилищной политики и обеспечения системного архитектурно-градостроительного подхода уже ведется разработка новых генеральных планов городов.
В современных условиях необходимо все более уходить от точечной застройки и делать акцент на строительство жилых комплексов с многоэтажными домами и созданной в них социальной инфраструктурой. Ведь когда идет речь о сохранении одно- или двухэтажного частного жилья, города «расползаются» вширь, сливаясь с близлежащими поселками.
В итоге появляются огромные агломерации, которые «пожирают» самое ценное богатство – плодородную землю.
Пока, даже в самом крупном и густонаселенном городе страны – Ташкенте преобладает индивидуальное жилье. В целом, около 67% горожан страны проживают в собственном доме или коттедже и только около 32% – в многоэтажных домах. Причем доля городского индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилищного строительства за последние 10 лет имеет тенденцию к увеличению. Если в 2008 году она составляла 13%, то в 2014 году – 40%. В результате индивидуальное жилье занимает более 60% территории столицы, что не представляется рациональным в плане использования земли.
Чтобы этого избежать, выход один – строиться ввысь. Такой подход содействует решению еще нескольких важных задач. Легче соблюдать целостность общей архитектурной концепции и единой идеи развития городского ландшафта. Снижается бессистемное подключение к сетям коммуникаций и, соответственно, давление на мощности инженерно-коммунального сектора.
К тому же такие комплексы обеспечивают достаточную плотность населения, чтобы на небольшой территории возводить объекты социальной инфраструктуры (детсады, школы, парки, торговые комплексы, спортивные сооружения и т.д.).
Так, при комплексной застройке более рациональными становятся и работы по подведению инженерно-коммунальных сетей. А объемы строительства позволяют достичь эффекта масштаба, создавая возможности для снижения себестоимости жилья.
В случае строительства больших жилых комплексов (примерно 50 многоквартирных домов), в силу эффекта масштаба, можно обеспечить снижение цен на квартиры до 30% от существующих. По расчетам специалистов, снижение себестоимости квадратного метра жилья в крупных жилых комплексах начинается примерно с 8-10 домов.
Компактность – фактор положительный. В условиях города жилые массивы должны быть предельно компактны, иметь предельно экономичную этажность (не ниже 5-7 этажей) и максимальную ширину жилых корпусов (до 36 м2 вместо старой постройки 10-12 м2).
Стимулирование увеличения темпов жилищного строительства может стать «локомотивом» роста ВВП страны. Обращаясь к истории и изучая зарубежный опыт развитых стран, становиться понято, что строительство ведет к урбанизации, созданию новых рабочих мест, возможностям талантливой молодежи для самореализации – архитектура, инженерное дело, дизайн, энергоэффективность и т.д.
Новости по теме
12:53
Строительство мусоросжигательных заводов в Узбекистане начнется в 2025 году
19:01 / 27.03.2020
Агентство урбанизации ликвидируется
11:43 / 16.07.2019
В Минэкономики объяснили разницу между строительством Сити в Ташкенте и областях
12:34 / 15.07.2019