01:51 / 14.06.2019
7167

Детский труд в Узбекистане искоренен – точка или знак вопроса?

12 июня – Всемирный день борьбы с детским трудом, 1 июня Международный день детей, 20 ноября Всемирный день ребенка – все эти даты активно отмечают во всем мире.

Понятие детского труда не чуждо для Узбекистана. Было время, когда уборка хлопка на полях была немыслима без труда детей. Еще совсем недавно в начале каждого нового учебного года «играли один и тот же спектакль»: школьники в добровольно-принудительном порядке отправлялись на поля, а некоторые колледжи и лицеи вообще закрывались на время уборки.

Наряду с этим, до самого конца ноября-начала декабря, учебный процесс отодвигался на второй план. Что касается «условий», в которых учащимся приходилось месяцами работать в полях, то это тема отдельного рассказа…

Эта традиция, доставшаяся нам еще с советских времен установила безусловный приоритет своевременного сбора «белого золота» над образованием наших детей.
«Борьба с детским трудом, являющимся объектом критики всего мирового сообщества, частично началась в нашей стране примерно с 2008 года. Системный характер она приобрела в 2013 году, когда из-за использования детского труда узбекскому хлопку по всему миру был объявлен бойкот.

В 2008 году Узбекистан ратифицировал две конвенции Международной организации труда о детском труде. Тогда же МОТ была допущена  для проведения мониторинга в Узбекистане», - сказала в своем интервью зарубежному изданию заместитель Премьер-министра Танзила Норбоева. По ее словам, причиной привлечения детей к труду в то время являлась его низкая оценка.

«В семье ведь много детей – пусть собирают, в помощь родителям. Так считали тогда. Но о том, что этот труд классифицируется как тяжелый, многие родители и не подозревали.

Следует признать, учеников школ и колледжей привлекали. Фермеры могли, обратившись к руководителю образовательного учреждения вывести детей на поля. В 2013 году по указанию Премьер-министра этому был положен конец» - добавляет Т.Норбоева.

Начиная с 2013 года, было запрещено привлекать к уборке хлопка лиц, не достигших 18 лет. В том же году МОТ вынесла заключение о том, что системного использования детского труда в Узбекистане нет, но имеется опасность его появления. Начиная с 2014 года, выносятся заключения об отсутствии использования детского труда в Узбекистане.

29 мая 2017 года министр иностранных дел страны Абдулазиз Комилов выступая на расширенном заседании Сената Олий Мажлиса заявил, что «из повестки дня между Узбекистаном и МОТ, США и стран ЕЭС термин «детский труд» исключен». В сентябре 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев, выступая на 72-й сессии Генеральной ассамблеи ООН отметил, что совместно с МОТ были приняты действенные меры по искоренению принудительного детского труда. После этого выступления правительство взяло под контроль данный вопрос. Был установлен надзор за посещаемостью в образовательных учреждениях. Однако отмечались случаи, когда учащиеся старших классов выходили на сбор хлопка с целью заработать денег.

По словам учащихся, «взрослые дети из небогатых сельских семей выходят на сбор для поправки материального положения. Зачастую заработанные средства на сборе хлопка являются единственным источником для приобретения, к примеру, зимней одежды. При этом учебный процесс, разумеется, страдает».
1 апреля 2019 года в объявленном МОТ ежегодном отчете отмечено, что системный детский труд и принудительный труд в хлопковой промышленности Узбекистана отсутствует.

Согласно национальному и международному законодательствам,  привлечение детей к труду - запрещается. Узбекистаном ратифицированы такие конвенции МОТ, как №29 «О принудительном труде», №105 «Об искоренении принудительного труда», №138 «О младшем возрасте», №182 «О самых недопустимых формах детского труда».

Согласно нормам, зафиксированным в этих документах, запрещено использовать труд лиц, не достигших 18 лет на работах, могущих нанести вред их здоровью, а также запрещено привлечение к труду в административном порядке.

В зарегистрированном министерством юстиции Узбекистана под №1990 списке, запрещено использование труда лиц, моложе 18 лет при ручном сборе хлопка и ручном поливе. В статье 51 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности указано, что «Административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, — влечет наложение штрафа от одного до трех минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное в отношении несовершеннолетнего, — влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы».

Тем не менее, тема детского труда полностью не закрыта. Недавно в социальных сетях распространилось видео, где под палящим солнцем ученики одной из школ Гузарского района Кашкадарьинской области занимались принудительным трудом. Минтруда привлекло к административной ответственности директора школы №75 Гузарского района за привлечение детей к труду по благоустройству территории. 

Хотя правительство Узбекистана на системной основе придерживается недопущения использования детского труда, некоторые безответственные руководители на местах могут нанести непоправимый вред исправлению отрицательного имиджа страны в этой области.

Top