Узбекистан | 11:39 / 19.06.2019
2468
3 минут чтения

Fitch впервые присвоило Ташкенту кредитный рейтинг 

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Ташкенту долгосрочный рейтинг «BB-» с прогнозом «Стабильный» на уровне суверенного рейтинга, говорится в пресс-релизе компании.

Долгосрочный рейтинг Ташкента находятся на одном уровне с рейтингом Узбекистана («BB-», прогноз «Стабильный»). В Fitch отмечают сочетание низкой долговой нагрузки у города, что обусловливает оценку устойчивости к долговой нагрузке «aa» согласно рейтинговому сценарию компании. Рейтинг также учитывает, что система отчетности и прозрачности у города отстает от международных стандартов.

«Согласно бюджетному законодательству, города и регионы Узбекистана не имеют право привлекать заимствования на внутреннем или внешних рынках. В то же время указом президента страны Ташкенту дано исключительное право выпускать внутренние облигации, но в настоящий момент город не имеет прямых долговых обязательств. Бюджет ведется на основе кассового метода, и в 2018 году горизонт бюджетного планирования был продлен с одного года до трех лет», – говорится в пресс-релизе.

Эксперты отмечают, что продолжающиеся изменения налогово-бюджетного регулирования в Узбекистане, обусловливающие низкую прогнозируемость доходов, а также высокая зависимость от трансфертов от центрального правительства, обеспечивающих существенную часть доходов города, приводят к оценке устойчивости доходов «более слабый уровень».

Fitch оценивает способность Ташкента генерировать дополнительный доход в случае возможного спада как ограниченную ввиду высокой централизации бюджетной системы в стране, которая при этом находится в процессе реформирования.

По оценкам агентства, способность города сдерживать расходы в случае сокращения доходов является низкой, поскольку основная часть расходных обязательств носит обязательный характер. Как следствие, в структуре бюджета города преобладают негибкие статьи расходов, на которые приходилась значительная доля в 76% от всех расходов в 2018 г. Около 40% от расходов приходится на оплату труда (наименее гибкая расходная статья), подлежащую индексации в соответствии с уровнем инфляции. 

Капитальные расходы города (21% от всех расходов в 2018 г.) находятся под строгим контролем центрального правительства. Расходы города на строительство объектов социальной инфраструктуры подлежат одобрению правительством и, как правило, требуют софинансирования из республиканского бюджета, что ограничивает бюджетную гибкость города.

Роме того, доступная ликвидность у Ташкента ограничена остатками денежных средств, которые являются невысокими (на конец 2018 года – 118,5 млрд сумов, что эквивалентно 2,6% от всех расходов в 2018 году), поскольку доступ города к долговому рынку сдерживается национальным регулированием.

Новости по теме