14:38 / 11.07.2019
6269

АЭС, тарифы и еврооблигации – интервью с министром энергетики Алишером Султановым

Министр энергетики Узбекистана Алишер Султанов в интервью Kun.uz рассказал, как появление нового министерства отразится на энергетической отрасли страны. Со времен государство перестанет регулировать тарифы и впервые разработает Доктрину энергетической безопасности. Министр также сообщил о планах строительства еще двух блоков АЭС, подчеркнув актуальность атомной энергетики для экономики страны.

Инвестиции

Если раньше у нас в нефтегазовом секторе традиционно существовали две-три компании, первое требование, которое поставил перед нами президент – диверсифицировать спектр компаний в геологоразведке и добыче.  Сегодня мы уже имеем присутствие таких именитых компаний как BP, SOCAR, Total, Mubadala, «Зарубежнефть», «Татнефть», «Новатэк». 

«Лукойл» начинает расширять сферу своей деятельности в Узбекистане. Компания приступит в этом году к работе на трех новых блоках в Навоийской области. Это белое пятно, тяжелые участки, на которых не существует абсолютно никакой инфраструктуры. Но, тем не менее, это очень перспективные на углеводородные ресурсы блоки. 

Сейчас многие компании с мировым именем выражают заинтересованность работать в Узбекистане. Не только в области геологоразведки и добычи, но и в переработке.  

Зарубежные проекты 

Проекты, связанные с недрами очень долгосрочные по своей реализации и стадии подготовки. Мы ведем переговоры с нашими партнерами по выходу «Узбекнефтегаза» на Каспий и сопредельные страны. Недавно проводили переговоры с нашими афганскими партнерами. Опыт у компании очень большой, персонал достаточно квалифицирован, оснащение, на то, чтобы проводить эту работу, есть. 

Проводится изучение с туркменскими партнерами по совместной разработке на каспийском шельфе. Это влечет за собой вложение определенных финансовых ресурсов, и мы должны детально изучить те блоки, которые предлагают наши партнеры. Ведется работа и с компанией SOCAR по участию в проектах на Каспии уже с азербайджанской стороной. 

Мы должны идти на это глубоко изучив вопрос. Более реальная вещь – проведение геологоразведочных работ в Афганистане, участие в тендерах на бурение, по ремонту и строительству определенных технологических установок.   Это те основные направления по которым мы сейчас работаем. 

Альтернативная энергетика 

Тарифы должны быть адекватные и доступны для конечного потребителя. Второе – они должны обеспечивать рентабельность производителей энергии. Система, созданная в Узбекистане, обкатана за рубежом. Это система централизованной закупки у всех производителей.

Сейчас создается рынок электроэнергии, который буде регулироваться Министерском энергетики. Для инвесторов будут создаваться взаимовыгодные условия, потому государственно-частное партнерство выгодно государству и инвестору в долгосрочной перспективе. 

Именно работа со Всемирным банком показала, что конкурс на строительство солнечных электростанций надо было объявлять на тарифы. У кого самые выгодные тарифы с тем мы и работаем. Это тот путь по которому пошел Узбекистан – тендер по тарифам. 

Тема возобновляемых источников энергии (ВИЭ) очень перспективная для Узбекистана, это одно из направлений, которое перед нами определено президентом. У нас есть стратегия развития энергетической отрасли до 2030 года, которую мы разрабатываем совместно с международными консультантами. Она предполагает доведение ВИЭ в энергобалансе страны до 25% к 2030 году.

Это обусловлено тем, что технология развивается. За последние 10 лет тарифы на ВИЭ упали по солнцу на 69%, по ветру – порядка 87%. Если еще в 2017 году компании, которые предлагая свои услуги по строительству солнечных станций, называли цену в 19 центов, то сегодня – на уровне 4 центов. По результатам тендера, который мы проведем, ожидаем увидит цену ниже.  

Видео: Youtube 

Видео: Mover (tas-ix)

Top