20:16 / 11.07.2019
8698

«Потёмкинские деревни»: почему образцовые дома продолжают оставаться проблемой?

Критические статьи о недостатках образцовых домов выходят изо дня в день. В газете «Жамият» (Общество) опубликована статья Карима Бахриева о том, из-за чего жилищная реформа перестала себя оправдывать. Ниже приводим эту статью.

Когда руководство государства и правительство заявили о том, что будут строить для молодёжи образцовые дома, многие обрадовались. Но сфера оказалась в объятьях проблем, о которых пресса бьёт в набат почти каждый день. Смотрим на заголовки: «Образцовые» проблемы образцовых домов», «В Навои 50 домов оказались негодными», «Когда решатся проблемы нового дома в Ташкенте?», «Самаркандцы недовольны качеством образцовых домов», «Печальное состояние образцовых домов» и т.д. Эти заголовки я не придумал, вы можете задать поиск в браузере и легко найти их.

Давайте зададимся вопросами, почему такое происходит и что делать. Скажу заранее – всякая проблема ныне требует системной реформы в стране.

Ручьи стекают в реку

Узбекская пословица гласит: «бай смотрит на бая, как вода течет в реку». Представьте, что Вы хоким района. Правительство издало указ о строительстве в каждом районе образцовых домов, а ответственным за выполнение сделало хокима района, то есть, в данном случае, Вас.               

Что уж скрывать: в этом мире всё упирается в деньги. Государство обязало банки частично кредитовать, финансировать строительство домов, но возможности банков не безграничны, ибо каждый день издаются новые решения правительства – то кредиты молодым семьям, то мини-кредиты частным предпринимателям, то на куроводство, на семейный подряд, кредиты на жильё для людей творчества, кредит под малый процент, беспроцентный кредит… В конце концов кредит это долг – банки должны их вовремя возвращать, иначе предусмотрено наказание.

Смотрит хоким и видит, что у богатых есть деньги, но жильём они обеспечены, а бедные мечтают о жилье, но денег у них нет. Бедный человек в его районе даже первоначальный взнос не может внести, не взяв в долг у родственника или не продав последнюю корову, что кормит его семью.

Хоким составляет список богатых людей своего района и приказывает каждому из них купить по одному образцовому дому. (Это ещё одна из наших «изюминок» – принуждать бизнес к попечительству: «дай денег на празднование Навруза, заасфальтируй улицу, отремонтируй школу» и т.п.)

Знаю лично человека (это брат одного из моих одноклассников), которого заставили купить аж два образцовых дома. В один из дней я встретил его, говорит, что в район едет комиссия и что де надо озеленить место возле домов, что нужно потратить пару миллионов, но зелень через пару дней завянет, ибо воды для орошения нет…

А ведь в указе говорится «молодым семьям»! Другому бизнесмену велели принести документы самого бедного и самого молодого своего племянника, чтобы оформить образцовый дом. «Всё равно дом будет твой» - сказали ему в хокимияте. В результате оформили дом на какого-то его дальнего родственника – тунеядца-алкоголика. А когда пришла комиссия одели его поприличнее и показали комиссии вместе с его молодой женой и ребёнком… Пришёл момент и «племянник» заявил, что дом оформлен на него  и никуда он съезжать не собирается. «Дядя» подрался с «племянником», перестал платить за кредит. Чтобы вернуть дом банк подал в суд. Наверное, помните, последний мировой экономический кризис случился из-за ипотечных кредитов… 

Итак, первая проблема этих домов называется «кто хозяин?», ибо трудно найти владельца. У настоящих нуждающихся в жилье людей средств нет, и вряд ли будут. 

Не себе, так своим…

Вторая беда – непотизм и коррупция, то есть кумовство и корысть. У нас есть хорошие хокимы, честные чиновники. Некоторых пару раз я видел издалека. Но типичный чиновник наш умеет извлекать из любого благого указа правительства выгоду для своего кармана, для своих знакомых и родственников, для своих попечителей.   

Скажем, правительство заикнулось об оптимизации земель фермеров. Прослышав про это, такой чиновник начинает отбирать земли у честного, но упрямого фермера и отдавать своим родственникам. Скажет правительство «выдавайте кредиты, пусть каждая семья содержит по 100 кур», чиновник этот уговаривает «верхи», что, дескать, не надо давать людям деньги, потому что «потратят на другое», что надо людям давать кредит в натуре, что даже клетки мы им выдадим сами. А потом миллионы переводит фирмам своих родственников, которые изготавливают клетки из некачественных материалов, кур покупает дешёвых, оформляя как «голландских», со счетов же списывает большие суммы. 

А кредиты погашает простой человек, овеянный надеждами стать птицеводом. Дали бы ему деньги, он выбрал бы хороших, добротных кур. И клетки бы заказал не из плохого материала. Знающие люди ведают: куры несутся пару лет только. Вдобавок если под ногами у кур не сухо, они не несутся. Кур надо вовремя прививать. И корм должен быть качественным. В масштабе производства с этим не всякий справится. Так что, выданные чиновниками в натуре старые куры подыхают, а кредит остаётся на шее простого люда. Вот как благие намеренья правительства проходят через сито непотизма.

К нашей теме это имеет то отношение, что фирмы-строители образцовых домов для получения этих самых «жирных» заказов тратятся – дают «откаты» «наверх» с денег, что получают от банков. А потом под девизом «а я что, должен быть обделён?» делают стены домов не в полтора кирпича, а в один – тонкими, а денег списывают как за два кирпича. Красят не в два слоя краски, а в один, оформляют как четыре слоя. Материалы выбираются некачественные, оформляются –  как качественные. Строители привлекаются неопытные, а «с улицы», а ставка ставится как для «заслуженного строителя».                        

Дорогое и стоит дорого, дешёвое не бывает без изъяна

Так что коррупция рождает третью проблему – некачественные дома. Вот подзаголовок со страницы уважаемого информационного агентства: «Мирзиёев объявил выговор руководителям, допустившим недостатки в строительстве домов».

Цитирую одну из публикаций в СМИ: «Удивляешься терпеливости наших людей. Получив построенный тяп-ляп руками кого-попало дом, наши люди, конечно же, горюют, но, большинство горюет только внутри – никому не жалуются. На деле финансированием занимается «Кишлок курилиш банк», а инжиниринговая компания «Кишлок курилиш инвест» нанимает подрядчиков. Готовый дом сразу должен быть сдан владельцу. Большая морока начинается после. Строители как челноки начинают бегать к владельцу дома для того, чтобы заполучить его подпись под распиской о том, что «всё хорошо, получил добротный дом». В этом деле они «собаку съели». После этого всё заканчивается – никого ничто не интересует».          

Правительство издаёт указы. Льготный период ипотечных кредитов с 1 июля 2018 года по 31 декабря того же года составлял три года, с 1 января 2019 года – 2 года. Срок возврата кредита продлили с 15 лет до двадцати. В 2019 году в сельской местности нашей страны будет построено ещё свыше 15 тысяч домов. Больше 10 тысяч из которых для нуждающихся в жилье, 600 для молодёжи, 1050 для военных. Но всё это зависит от успеха, последовательного проведения реформ.

По известным мне данным, банки для строительства домов в сельской местности выделили по сию пору пять триллионов сумов. В соответствии с указом Президента от 24 ноября 2018 года «О дополнительных мерах по расширению строительства доступных жилых домов в сельской местности и для отдельных категорий граждан», начиная с этого года, проекты по строительству образцовых домов будут вестись в гармонии с проектом «Обод кишлок».

В действительности же дела в этой сфере запущены. Помимо сроков люди обеспокоены также качеством домов. Вот мнение одного из претендентов на новый дом:

- Осмотрев дом, в котором нам предстоит жить, мы удивились тому, что он построен больше из сломанных кирпичей, нежели из целых. Хуже всего то, что уже сейчас можно видеть, что стены дома кривые. Не соблюдены правила кладки кирпичей. В углах стен есть зазоры в несколько сантиметров. Штукатурка рассыпается. Мы боимся, что случись завтра слабое землетрясение, стены упадут. По правилам, между кирпичами закладываются металлические прутья, но их можно увидеть только местами. Если строители сетуют на то, что используют имеющиеся материалы, то делопроизводитель строительной компании говорит, что, дескать, «строители забыли». В общем, налицо безответственность. Недовольных новыми домами всё больше.  

За год в суд переданы дела 17 подрядчиков. При строительстве многоэтажных дешёвых домов обнаружены ряд недостатков, в том числе нарушение норм строительства, некачественное исполнение строительно-монтажных работ, выход за рамки проектов.

От очковтирательства к «фактовтирательству»

Корни вышеуказанных проблем связаны, помимо коррупции и безответственности, также и с очковтирательством. В международной политической литературе есть такое выражение, как «потёмкинские деревни». Это выражение связано со случаем, произошедшим во время правления Екатерины Второй. Тогда князь Потёмкин, чтобы обрадовать глаза царицы, создал бутафорскую деревню по дороге, по которой проезжала Екатерина. В окнах своей кареты она видела процветающую деревню, кипящие самовары, женщин, танцующих под балалайку, крестьян, работающих в чистых одеждах.

Проезжая по дороге из Ташкента в Бустонлик ваш взгляд падает на «образцовые» дома. Деревни, как правило, воздвигаются там, где есть источники воды – родники или реки. Но наши «образцовые деревни» во всех наших областях возводятся на обочине шумных трасс, там, где проезжают руководители или гости страны. Даже если туда трудно провести газ, воду, даже если из-за близости подземных вод стены домов засоляются по пояс, даже если нет возможности провести канализацию. Лишь бы было видно руководителям и гостям.

В правилах зодчества есть исторические традиции и нормы, как выбирать землю. Даже древние индейцы строили дома там, где произрастал росток. К тому же в наших регионах до строительства домов нужно проводить сейсмические, геодезические исследования. У нас же главное, чтобы руководство увидело.  

Послесловие

Я не первый, кто заговорил об этой проблеме, и не последний. Но успешность, последовательность сегодняшних реформ связана с судьбой нас всех и будущностью наших детей.

Причины многих проблем нашего общества, в том числе проблемы возведения домов для нуждающихся в жилье, упираются в экономику, законодательство, мораль. Решение их связано с исполнением обещанных административных, финансовых, судебно-правовых, налоговых реформ, отказом от монополий, интенсивностью борьбы с коррупцией, формированием гражданского общества и свободой слова. Покуда не будут искоренены остатки старой командно-административной системы, всякие начинания не принесут пользы. «Справедливость – весы королей» говорил Алишер Навои. 

Сведение «на нет» такой благой цели, как возведение домов для нуждающихся в жилье, это предательство по отношению к справедливости. Дома получаются плохими не потому, что те, кто их возводит, не квалифицированы, а потому, что погрязли в жадности и воровстве. Борьба с этими явлениями – борьба с коррупцией. А это возможно только при наличии общественного контроля и свободы слова.

И ещё. В процессе демократизации существующей системы нужно обратить внимание на социализацию. Идею социализма советы исказили, потому что при советах не было подлинного равенства. Но сегодня в Швеции и других скандинавских странах социализм в деле, то есть богатый может богатеть, при этом остальное население не беднеет. В какую систему мы перешли после социализма? В капитализм? В Феодализм? Авторитаризм?

Вот строятся у нас «сити» для богатых. Они и качественные, и величественные. И место для них выбрано в центре, в красивой местности. Даже если подарить одну из этих стомиллионных квартир простому человеку, он не сможет оплатить за неё налоги и коммунальные услуги. Он эту квартиру  продаст и переедет в район победнее. В обществе нарастает сегрегация, расслоение. Если мы выбрали путь построения олигархического капитализма, то должны создать систему защиты низших слоёв населения. Иначе попадём в объятия нескончаемых социальных кризисов.

Top