В Минфине объяснили, почему пришлось повысить тарифы и как это отразится на потребителях
Согласно постановлению Кабинета Министров, с 15 августа 2019 года устанавливаются новые цены и тарифы на энергоресурсы с учетом налогов.
1. Электроэнергия за кВт-ч для:
населения – 295 сум (рост на 18%);
юридических лиц – 450 сум (рост на 36%);
2. Природный газ за м3 для:
населения – 380 сум (рост на 19%);
АГНКС – 1000 сум (рост на 25%);
энергоёмких предприятий по перечню – 1000 сум (без изменения);
прочих потребителей – 660 сум (рост на 10%);
3. Сжиженный газ для потребления в быту за кг – 1120 сум (рост на 18%);
4. Автобензин:
марки Аи-80 за литр – 4500 сум (13%);
марки Аи-91 – реализация через биржевые торги (свободная цена);
5. Дизельное топливо за литр – 5400 сум (рост на 13%);
Дизельное топливо ЭКО за литр – 5700 сум (рост на 16%);
Ранее цены и тарифы на электроэнергию, природный и сжиженный газ, автобензин и дизельное топливо были установлены 16 ноября 2018 года.
Кроме того, с 15 августа 2019 года предусмотрено повышение ценна уголь и тарифов на услуги теплоснабжения, водоснабжения, канализации и перевозки пассажиров в городском пассажирском транспорте (за исключением маршрутного и линейного такси).
«Необходимо отметить, что повышение тарифов – это не приближение цен на отечественном рынке к мировым ценам, а приближение к точке безубыточности предприятий, к положению, когда они смогут самостоятельно, без государственной помощи наращивать объемы производства стратегически важной для экономической безопасности продукции», – сообщили в Минфине.
Отмечается, что при низких ценах невозможно привлечь частных инвесторов в данные отрасли, что еще раз подтверждает необходимость увеличения тарифов до точки безубыточности, позволяющей инвестировать в модернизацию производственных мощностей.
Тем не менее, для смягчения последствий в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 12 июля 2019 года «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» минимальная заработная плата с 1 августа текущего года увеличена на 10%.
Минфин приводит примеры того, на сколько увеличатся в среднем ежемесячные расходы домохозяйств в связи с ростом тарифов на энергоресурсы:
– при потреблении электроэнергии в размере 300 кВт-ч – на 13 500 сум;
– при потреблении природного газа в размере 250 м3 – на 15 000 сум;
– при потреблении бензина 60 литров в месяц – на 30 000 сум.
Всего расходы возрастут на 58 500 сумов в месяц, при этом расходы на товары первой необходимости возрастут на 28 500 сумов.
Базовая норма потребления энергоресурсов является одним из методов тарифного регулирования, обеспечивающим снижение расходов на энергоресурсы малообеспеченных слоев населения. Это обусловлено тем, что те, кто потребляет мало энергоресурсов, платят за них меньше на единицу продукции, чем те, кто потребляет больше.
Базовая норма потребления энергоресурсов в Республике Узбекистан была внедрена с 1 января 2019 года в Юнусабадском районе Ташкента. Месячная норма потребления электроэнергии составляет 300 кВт-ч на 1 абонента, а природного газа в отопительный сезон в домах с индивидуальным отоплением 1000 м3, в остальных случаях 250 м3.
Целью введения данной нормы является снижение потребления электрической энергии за счет изменения менталитета населения по вопросам энергосбережения и энергоэффективности, а также мотивирования потребителей к бережному, экономному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.
Анализ потребления электроэнергии в первом полугодии 2019 года по республике показал, что 83,5% населения потребляет менее 300 кВт-ч ежемесячно, при этом всреднем на 1 абонента приходится 95 кВт-ч. Оставшиеся 16,5% населения в среднем потребляют 1034 кВт-ч ежемесячно.
Кроме того, необходимо отметить, что в 2018 году в частных домах среднемесячное потребление природного газа составило 250 м3 на 1 абонента (346 м3 в частных и 44 м3 в многоквартирных домах).
Вышеуказанным постановлением соответствующим министерствам и ведомствам поручено внести предложения по механизму и размерам применяемой базовой нормы потребления энергоресурсов для дальнейшего его внедрения в масштабах республики, предусмотрев при этом установление повышающего коэффициента (не более 1,5) на потребление электроэнергии сверх 250 кВт-ч в месяц на 1 абонента.
В настоящий момент цены и тарифы на энергоресурсы в республике не покрывают затраты на их производство и доведение до потребителя, отмечает Минфин.
В странах СНГ тарифы на природный газ за 1 м3 составляют:
для населения в Республике Узбекистан 3,7 центов США, Российской Федерации 9,1 центов США, Казахстане 8,5 центов США, Кыргызстане
20,7 центов США, Таджикистане 24,9 центов США;
для юридических лиц в Республике Узбекистан 7,0 центов США, Российской Федерации 12,3 центов США, Казахстане 9 центов США, Кыргызстане 25,4 цента США, Таджикистане 28,4 центаСША.
Тарифы на электроэнергию за 1 кВт-ч составляют:
для населения в Республике Узбекистан 2,9 цента США, Российской Федерации в среднем 5,8 цента США, Казахстане 4,6-7,6 цента США в зависимости от объемов потребления, Кыргызстане 1,1-3,2 цента США в зависимости от объемов потребления, Таджикистане 1,8 цента США;
для юридических лиц в Республике Узбекистан 3,9 цента США, Российской Федерации 8 центов США, Казахстане 5,1 цента США, Кыргызстане 3,3 цента США, Таджикистане 4,4 цента США.
Цены на автобензин за 1 литр составляют в Республике Узбекистан Аи-80 – 47 центов США, Аи-91 – 53 цента США, Российской Федерации Аи-91 – 64 цента США, Казахстане Аи-80 – 25 центов.США,
Аи-91 – 44 цента США, Кыргызстане Аи-80 – 59 центов.США, Аи-91 – 63 цента США, Таджикистане Аи-91 – 98 центов США.
Тем не менее, сопоставление цен на энергоресурсы не всегда дает однозначный ответ. Например, стоимость электроэнергии в Таджикистане и Кыргызстане практически всегда будет дешевле, чем в Узбекистане, так как там электроэнергетика построена на базе использования гидроресурсов (около 90%), тогда как в Узбекистане электроэнергия в основном производится на теплоэлектростанциях, использующих уголь или газ.
Практически такая же картина с нефтью и газом, так как, например, в Казахстане и Туркменистане имеются огромные залежи этих видов сырья близко к поверхности земли или моря и их добыча осуществляется сравнительно легче, чем в Узбекистане. При этом узбекский газ отличается повышенным содержанием серы и требует дополнительной очистки, что отражается на его себестоимости.
Новости по теме
16:04 / 30.07.2024
В Минфине рассказали о грядущих новшествах в «Инициативном бюджете»
09:10 / 01.06.2024
Мирзамахмудов анонсировал повышающие коэффициенты к тарифам для бизнеса
18:27 / 27.11.2023
Установлены единые тарифы на оплату услуг по вывозу мусора
09:49 / 20.09.2023