14:34 / 26.09.2019
0
4544
«50 на 50»: Бизнес или его развал

В идеальном мире, владельцы бизнеса/партнеры договариваются обо всех деталях взаимоотношений и прописывают их в учредительских документах, пишут администраторы Telegram-канала «Исламские финансы +».

Однако, наш мир далек от идеального. И мы не только не прописываем практически вообще ничего, но и умудряемся загнать себя в тупиковые партнерские отношения. И конечно, я говорю о классике бизнеса 50 на 50.

Обычно это друзья или родственники. Эдакий бизнес на двоих. Кстати, часто предприниматели считают, что это чуть ли не идеальный вариант. Ведь две головы лучше одной. Да и потом одному идти в бизнес рискованно, а у каждого партнера есть свои сильные стороны, да и денег нужно в 2 раза меньше. Ну и конечно, вы близкие друзья или родственники – а значит по-братски, обо всем сможете договориться и все «разрулить». Плюс, вы уже нарисовали себе огромные прибыли, мечтаете сделать крутой бизнес и оставить свой след в истории успеха и т.п. Но проходит время, и вы начинаете ощущать все «прелести» бизнеса 50/50. Например, один из партнеров может быть осторожным по натуре, другой любит рисковать. Один обзавёлся семьей и не может уделять достаточно времени на совместный бизнес, второй считает это несправедливым. Один потерял драйв к бизнесу, другому приходится работать вдвойне и т.д. и т.п.

Давайте по порядку о потенциальных конфликтах, которые могут развалить не только ваше некогда любимое дело, но и ваши отношения и еще хуже сложные родственные связи. Так что читайте, размышляйте и делайте правильные выводы. Кстати, всего этого может и не случиться, но опыт свидетельствует об обратном. И так поехали:

1. Нет четкого распределения ролей в бизнесе. Оба занимаются «всем». В результате сил вкладывают много… в борьбу друг с другом, но не в развитие бизнеса.

2. Конфликт на почве того, сколько можно брать из бизнеса в виде дивидендов и кредитов на личные цели.

3. Взаимные подозрения, что один партнер делает меньше, чем другой. Одному партнеру кажется, что второй занимается текучкой и ведет себя не как владелец, а как сотрудник. Другой же считает, что делает для успеха бизнеса больше. Один уверен, что бизнес развился за счет его гениальных идей. Другой, что сама идея без его воплощения ничего не стоит. И вот когда начинается делёж прибыли, возникают конфликты, взаимные обвинения и выяснения отношений.

4. Этические и моральные аспекты. Для одного партнера откаты и взятки неприемлемы, для другого наоборот возможность вывести бизнес на новый уровень. Один не видит ничего плохого, чтобы расширяться за счет внешних заимствований, для другого это не вариант. Эти аспекты медленно, но верно начинают рушить вначале отношения между партнерами, а затем и сам бизнес.

5. Неполная бухгалтерия и отчетность, соответственно принятие интуитивных и инстинктивных решений. Партнеры начинают винить друг друга в неспособности вести полноценный учет и принимать правильные решения.

6. В бизнесе на двоих с равными долями притупляется чувство собственности. Вроде и есть хозяева, но каждый из них себя не чувствует на все 100% собственником. И чем больше партнеров, тем слабее чувство собственности у каждого из них. В общем, создаётся эдакая «социалистическая среда», которая благоприятствует разгильдяйству и потребительскому отношению друг к другу. Конечно же, всё это отрицательно влияет на развитие бизнеса.

7. Часто тяжело или невозможно принять согласованное стратегическое бизнес решение. Создается так называемый дэдлок, который может парализовать бизнес, превратить некогда друзей во врагов и запятнать репутацию бизнеса. Победителей нет, есть только проигравшие.

8. Сложность продажи бизнеса. Мало кто захочет покупать 50%, ведь это не контрольный пакет. Продать бизнес получится только при согласии обоих владельцев, чего добиться сложно при конфликте между партнерами.

9. При развале тяжело делить активы. А риск развала в равном партнерстве достаточно велик. Естественно, когда партнеры расстаются, приходит время делить налаженный бизнес, с клиентской базой, сотрудниками и своей историей и брэндом. Поверьте, это зрелище не для слабонервных.

Если какие-то аспекты из «тёмной девятки» вам знакомы и у вас нет никаких прописанных договоренностей, мой первый совет – составьте партнерский договор. Пропишите все значимые моменты вашей партнерской деятельности. Будет трудно договариваться – но, если этого не сделать, вы обязательно потеряете бизнес. Что прописывать? Если вы в бизнесе больше года, то у вас своих кейсов хватает. Самое главное не оставляйте все как есть.

Позвольте отметить несколько ключевых моментов, которые помогут выйти из конфликтного дэдлока:

- попробуйте разделить ваши доли на 49% и 49%. А 2% отдайте лицу, которому вы безоговорочно доверяете. Он и будет вашим арбитром в спорных ситуациях;

- предусмотрите, что ключевой руководитель вашего бизнеса будет иметь решающий голос в спорных конфликтах (это не идеальный вариант, т.к. сотрудник, будучи пристрастным, может принять сторону одного из партнеров);

- назначьте профессионального советника или двух в качестве арбитра (например, по вопросам (а) финансов и (б) бизнес развития) за вознаграждение. У него будет решающий голос в стратегических спорных решениях. Он должен быть сторонним лицом, не вовлеченным в деятельность вашей фирмы.

- выкупите долю второго партнера, чтобы дать вам контроль за принятием решений. У него всё еще будет существенный кусок бизнеса, но он не сможет препятствовать в принятии бизнес решений.

В общем, для тех, кому уже знакомы проблемы, описанные ниже, я советую выбрать одно из вышеперечисленных решений. Для тех же, у кого бизнес партнерство впереди, я очень надеюсь, они извлекут правильные уроки.

Кстати самый правильный урок – иметь детально прописанный учредительский договор.

Администраторы канала также сообщили, что они будут освещать тот огромный круг вопросов, которые партнеры должны оговаривать и взаимно согласовывать «на берегу» чтобы избежать серьезных конфликтов и развала того, что они начинали с таким рвением и надеждами.

Пройдите авторизацию чтобы Вы могли оставить комментарий
Top