Узбекистан | 12:19 / 05.12.2019
6137
14 минут чтения

Как Гарвард завоевал славу? Беседа с Азаматом Акбаровым об университетах, прославляющих свои страны

Азамат Акбаров / Фото: KUN.UZ

В 2018 году количество вузов в Узбекистане увеличилось еще на один. В Самарканде открылся международный университет туризма «Шелковый путь», нацеленный на повышение туристического потенциала страны. Данный университет в настоящее время считается единственным, где студенты проходят обучение на английском языке. Известный в Южной Корее педагог Азамат Акбаров, в настоящее время работает проректором университета туризма. В своем загруженном графике он нашел время дать нам интервью и ответил на все интересующие нас вопросы.

Образование должно стать «мягкой силой» страны

В начале нашего разговора Азамат Акбаров сказал, что гордится тем, что работает в первом государственном университете страны, получившем статус международного, и рассказал о том, как будет развиваться университет:

 «Инициатива открытия в Самарканде Международного университета туризма «Шелковый путь», была выдвинута Президентом Шавкатом Мирзиёевым 10 июня 2018 г. на саммите ШОС в Циндао (Китай). Из государственных университетов республики только мы получили статус международного.  У нас есть филиалы международных университетов, и наша задача стать конкурентоспособным национальным международным университетом. Международный университет должен стать «мягкой силой» (soft power) Узбекистана. «Мягкая сила», на самом деле, такой же товар, как и экспортируемые из Узбекистана автомобили, фрукты и овощи. Наша миссия - продвигать страну через образование.

В 2019/20 учебном году наш университет полностью перешел на систему преподавания предметов на английском языке. Этот опыт был первым среди наших государственных университетов. Кроме того, мы перешли на Болонскую систему образования. То есть, кредитно-модульную систему. Во-вторых, - это расширит возможности обмена студентами с сильными университетами Европы, Южной Кореи и Японии (т.е. перевод в другой университет).

В этой системе студент должен получить определенную сумму «кредитов». Например, у нас обязательно нужно получить 240 «кредитов», и студент может их заработать за 4 года или за 5 лет. Это дает свободу студенту. Предположим, что студент совмещает учебу с работой. Если он сможет набрать нужное количество «кредитов» работая, то это его право. Мы поддерживаем студентов, работающих по своей специальности. Студент также имеет право набрать недостающие «кредиты» первого семестра - во втором. То есть, студент может создать удобный для него график.

Почему некоторых студентов зарубежных вузов отчисляют уже в первом семестре? Потому, что они не успевают осваивать необходимые предметы. Хотя они изучали эти предметы в местных университетах, но видимо, безрезультатно. При кредитно-модульной системе такие проблемы исключены.

«Лишние предметы приводят к коррупции»

Специалист утверждает, что в местных университетах преподают слишком много естественных наук и такие перегрузки обременительны для студентов. По словам Акбарова, студенты должны сосредотачиваться на освоении предметов по своей специальности:

 «В настоящее время мы преподаем 5 предметов за семестр. В некоторых университетах студенты должны освоить 10-12 предметов в течение семестра. В цифровом мире, где происходит образовательная революция, почему студент должен изучать так много наук?

Возможно, вы возразите, почему не 10, а 5 предметов. Это можно объяснить просто: скажем, студент для освоения предмета тратит 150 часов на чтение книги из 500-страниц.  Потому что, согласно анализу, студент может усвоить за час 5-6 страниц. Представьте, что студент еще должен прочитать дополнительно 1000 страниц, чтобы написать работу на 10 страниц. Это займет 300 часов.

Теперь, если поделить общие 450 часов на 24, то у нас получится 18 суток.  Умножьте 18 суток на 12 (если преподаются 12 предметов). Получилось 220 суток. Но ведь в одном семестре - 120 суток? Вопрос: почему мы должны ставить перед студентом невыполнимые задания? В этом случае студент, понимая, что физически невозможно подготовиться ко всем предметам, готовится к 3-4 предметам, а для сдачи остальных начинает искать «альтернативные» пути. Вот почему сегодня проблема коррупции в образовании остается серьезной.

В студенческие годы я изучал более 120 предметов. Но позже понял, что в своей деятельности использовал только 1-2 из этих предметов. Нам не следует распекать своих студентов, мы ведь знаем, что многие дисциплины очень сложны.

Нельзя сказать ни про один предмет, что он ненужный, но для каких-то направлений можно обойтись без некоторых предметов и это нормальное явление. Мы должны сосредоточиться на улучшении творческих способностей студентов, а не на развитии их памяти».

«Интернет является основным источником знаний»

Азамат Акбаров отметил, что в современном мире основным источником знаний является Интернет. По его мнению, профессора не должны быть единственным источником знаний, как это было в 90-е годы:

 «Представление о том, что студент должен получить все знания в университете, является ошибкой. Он может получить знания из библиотеки, на практике и из книг. В наш век знаний общество не должно думать, что единственный способ получить образование - это учиться в университете.

В 90-х годах считалось, что единственным источником знаний был какой-нибудь профессор. Единственная копия учебника по естественным наукам хранилась в его комнате, и сотни студентов ожидали своей очереди, чтобы прочитать ее (смеется). Сегодня основным источником знаний является Интернет. У сегодняшнего студента всегда есть Интернет, и если во время лекции вы дадите неправильную информации, то он(она) за считанные секунды узнает об этом.

Мы должны научить студента находить источники знаний. Согласно вышеупомянутой «Болонской системе» учебник, предоставленный учителю, должен быть предоставлен и учащемуся. Кроме того, педагог обязан ознакомить ученика с дополнительно рекомендуемыми онлайн-ресурсами. Преподаватель должен информировать студента о предстоящих конференциях, исследованиях и новостях по предмету».

«Страны, которые были разрушены после войны - сегодня превратились в мощные государства благодаря качественному образованию»

«После Второй мировой войны такие страны, как Южная Корея, Япония и Германия были разрушены. Но сейчас они входят в десятку лучших стран мира. Как вы думаете, что способствовало их подъёму за эти 40-50 лет? Конечно же, образование. Южная Корея практически не имеет полезных ископаемых ресурсов, но они правильно использовали свои возможности. Например, корейцы не имеют себе равных в судостроении.

В этих странах сначала были созданы университеты, а затем эти же университеты подняли на ноги страны».

Университеты четырех поколений: мы на первом этапе

Наш собеседник утверждает, что университеты можно разделить на 4 поколения и сожалением отмечает, что мы все еще находимся на первом этапе процесса:

«Университеты можно условно разделить на четыре поколения.

Первое поколение - это традиционные университеты. К сожалению, большинство наших университетов относятся к этой категории. То есть у нас привычно преподают только теоретические знания.

Преподаватель готовится к уроку, читает лекцию, но он не обладает опытом. Некоторые учителя пользуются учебниками 30-40 летней давности. Разве наука не развивалась за эти годы? Мы не можем развивать методологию без использования визуальных ресурсов.

Второе поколение - это научные университеты. Именно такие университеты развивали Южную Корею и Японию. Такие компании, как Samsung и LG, развиваются в партнерстве с университетами. Другими словами, университет реализует все проекты этих компаний и получает за это большие деньги. И студент получает практику, и университет получает деньги. У них один профессор может заработать 30-40 миллионов долларов в год. В результате он может привлечь докторантов со всего мира и реализовать свои проекты. Годовой бюджет таких профессоров превышает бюджеты наших вузов.

Третье поколение - университеты предпринимательского толка. Такие университеты распространены в Соединенных Штатах и ​​Канаде. Такие крупные проекты как Google и WhatsApp, были реализованы студентами университетов этой категории.

Ежегодно 50-60 студентов заканчивают Массачусетский университет со стартап-проектами в несколько миллионов долларов. Крупные компании, такие как Facebook и Microsoft, тоже начинали свою деятельность со стартапов. Такие проекты называют «гаражными идеями». Потому, что 3-4 студента, не найдя места собираются для разработки проекта в каком-нибудь гараже. А теперь представьте, где мы и где ведущие мировые университеты ...

Университеты четвертого поколения основаны на менторстве. Наша цель в краткосрочной перспективе – перешагнуть из университета первого поколения в университет четвертого поколения. Для этого мы должны избегать «показухи», а работать по-настоящему. Не нужны нам университеты, которые будут известными только на бумаге, а на практике оставаться отсталыми. Я буду стараться выполнить эту задачу. Ведь я для этого прибыл сюда, бросив хорошие условия в Южной Корее».

«Студент не должен использоваться только как работник»

«Студентам крайне полезно работать во время учебы по своей специальности. Это - так называемый немецкий метод. В Германии студенты третьего курса начинают добровольно работать в компаниях по специальности. Они работают бесплатно, при необходимости. Я бы очень хотел, чтобы у нас было так же. Я переговорил с руководителями нескольких туристических компаний и объяснил, что студенты не должны использоваться в просто в качестве рабочей силы, было бы полезнее использовать и направлять их интеллект. Мы установили, что 30% баллов студенты должны набирать во время практики уже с первого и второго курса обучения. На последующих курсах эта цифра увеличится до 50%».

Как прославился Гарвард? Как крупные университеты «кормят себя»?

Мы спросили у нашего собеседника, имеющего опыт работы во многих университетах по всему миру, как такие университеты, как Гарвард и Оксфорд, обрели популярность, как они достигли экономической независимости. По его мнению, причина, опять таки, в качественном образовании.

 «В перечисленные вами университеты поступить не очень сложно, но крайне сложно их окончить. Они прославились благодаря качественному образованию. Преподаватели этих университетов готовятся три часа к лекции, которая длится час - как к самому важному моменту в их жизни. Представьте, что они иногда читают лекции для 10 000 человек. За 1 час лекции до слушателей в аудитории доносится информация из 1000 страниц.

Наши же преподаватели преподают по 20-30 часов. Если на подготовку к одной лекции уходит три часа, то им понабится 60 часов. Если в неделе всего 50 рабочих часов, то как они могут подготовится к лекции? У них остаётся время только на то, чтобы провести пару. На вопрос: «что сделало Гарвард - Гарвардом?», можно ответить так: качество, ответственность и конкуренция.

Почему Motorola и Nokia не смогли конкурировать с Apple и Samsung?

Акбаров отметил, что университет туризма не должен останавливаться и развиваться, и привел несколько ярких примеров:

«70% преподавателей нашего факультета – иностранные граждане. Как я уже говорил выше, обучение ведется на английском языке. Наши специалисты большей частью - знатоки туристической сферы.  К примеру, наших студентов обучает специалист по бизнес-английскому. Мы также привлекли к образовательному процессу узбекских преподавателей, работавших в Тайване, Японии и Испании. Наша идея - создать качество оксфордского образования в нашей стране, не отправляясь в Оксфорд.

Конечно, для качественного образования нужно хорошее здание. Нам выделили бывшее здание академического лицея при СамГУ, расположенное на знаменитом Университетском бульваре Самарканда. Мы начнем обучение в новом здании в феврале следующего года. Это будет не простое, а «умное» здание «smart kampus». Здание будет оснащено оборудованием последнего поколения, а документы будут заполняться в онлайн-режиме.

Мы должны постоянно развиваться, идя в ногу со временем. В свое время компании Motorola и Nokia, телефоны которых были очень популярны, проиграли конкурентам из Apple и Samsung, потому что не смогли развиваться со временем. Точно так же наши печатные СМИ проигрывают интернет-сайтам в конкурентной борьбе.

И университеты, в свою очередь, должны развиваться исходя из потребностей времени».

Беседовал Уткир Жалолхонов
перевод Вадим Султанов 

Новости по теме