Узбекистан | 19:46 / 08.01.2020
4488
12 минут чтения

«Доверие людей к депутатам снижается, и это - правда» - беседа с сенатором Абдукодиром Тошкуловым (часть 1)

Редакция Kun.uz продолжает проводить беседы с представителями государственных учреждений. Наш очередной собеседник – член Сената Олий Мажлиса Абдукодир Тошкулов.

Наш разговор с сенатором был посвящен вопросам противодействия коррупции в Узбекистане, деятельности Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции, роли депутатов и сенаторов в общественной жизни, а также проблемам образования.

Коррупцию в узбекском обществе невозможно искоренить за 2-3 года

Некоторое время назад в Узбекистане начала свою деятельность Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции. Но сегодня мы практически не знаем, как работает комиссия, чем она занимается.

Мы спросили у сенатора, что он думает по поводу деятельности комиссии.

- Обычно тот факт, что представители парламента или правительства появляются в народе очень редко - подвергается критике.

Как только Шавкат Мирзиёев вступил в должность президента, он предложил новую политическую модель для государства, общества и мирового сообщества. Реализация этой новой модели требовала от всех структур и учреждений пересмотра своей деятельности. Вот почему в последние годы были приняты серьезные антикоррупционные меры. В частности, был принят закон «О противодействии коррупции». Также строительство и высшее образование были объявлены сферами, свободными от коррупции.

Теперь - о деятельности межведомственной комиссии, о которой вы спрашивали.

Я не могу сказать, что эти организации работают плохо. Коррупция в нашем обществе – это болезнь, развивавшаяся и накапливавшаяся годами, и ее невозможно искоренить за два-три года.

Во-вторых, коррупция – это, не только взятки. Она включает в себя мошенничество, вымогательство, непотизм (родственные связи) и другие понятия. Для того, чтобы искоренить это зло - потребуются годы.

На мой взгляд, деятельность Республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции не должна рассматриваться как прямой диалог с людьми или выступления. Члены этой комиссии в настоящее время дают рекомендации государству и правительству в борьбе с коррупцией, и эти рекомендации применяются на практике.

К примеру, 3 октября 2019 года Президент Узбекистана подписал указ «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан». Этим указом было организовано Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан (АРГОС). Для чего?

Когда мы организуем справедливый и правильный отбор государственных служащих, обеспечим им хорошую зарплату, внедрим рейтинговую систему в их деятельность – это станет еще одним уверенным шагом в борьбе с коррупцией. Эта работа, конечно, основывается на рекомендациях комиссии.

Лично меня не удовлетворяют результаты работы Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.

Точно такой же комитет действует в Сенате Законодательной палаты Олий Мажлиса. Чем занимается данный комитет и как можно оценить его деятельность? Ответить на этот вопрос мы попросили у сенатора, являющегося членом данного комитета.

- Обычно мы видим такое отношение к Парламенту и в ваших словах есть доля правды. Возможно, вас не удовлетворяет тот факт, что этот комитет ограничивает свою деятельность проведением мероприятий по таким направлениям как образование, здравоохранение. На это есть свои причины. Во-первых, эти комитеты были сформированы при обеих палатах на основе законодательных и судебно-правовых комитетов. Они состоят из депутатов и сенаторов, которые работали в тех же комитетах.

С момента как комитетам придали форму борьбы с коррупцией, прошло не так много времени. И наша самая большая надежда – на новый созыв.

Еще раз повторюсь, меня лично не удовлетворяет работа, проводимая Комитетом по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.

Есть хронические заболевания, и с биологической точки зрения, их невозможно вылечить сразу.

Сегодня благодаря политической воле президента создана атмосфера нетерпимости к коррупции.

Сознательные лидеры и сотрудники избегают коррупции. В качестве стимула к этому, увеличиваются зарплаты, происходят различные изменения на законодательном уровне.

Настало время создать единое антикоррупционное агентство

В структуре прокуратуры, Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности есть подразделения по борьбе с коррупцией. Эти подразделения занимаются не источниками коррупции, а её последствиями. А нам нужна система, которая вместе с наукой и практикой сможет не только пресекать, но и предотвращать коррупцию. Cледовательно, не пора ли нам создать агентство, единственный орган, который может выявлять, предотвращать и бороться с коррупцией на научно-практической основе?

Мы спросили у сенатора, что он думает по данному вопросу.

- Судя по опыту многих развитых стран, борьбу с коррупцией начинают, прежде всего, в самих правоохранительных органах. Я думаю, в ваших словах есть зерно правды, возможно, на этапе демократического развития, пришло время создать единое агентство или комитет по борьбе с коррупцией, как это имеет место быть во многих странах.

С этим агентством должны считаться как правоохранительные органы, так и образование, здравоохранение и местные органы власти.

Возможно, увеличение зарплаты медицинских работников станет тяжелым бременем для бюджета

Недавно министерство здравоохранения и вообще коррупция в этой системе подверглись серьезной критике со стороны председателя Сената и Генерального прокурора.

Но если увеличить заработную плату медицинским сотрудникам, это не покроет всех их потребностей. Будет ли критика эффективной в такой ситуации?

— Вы, можно сказать, сами ответили на свой вопрос. Мы остались довольны работой заседания Сената по здравоохранению. На встрече обсуждения затронули серьезные проблемы. 

Знаете, у палки два конца. С одной стороны стоит бессовестный врач, погрязший в коррупции, с другой стороны – маленькая заработная плата сотрудников здравоохранения.

К сожалению, мы не сможем искоренить коррупцию, только лишь подняв зарплату. Это - один из факторов, но я стал свидетелем того, что рост заработной платы работников образования привел к уменьшению коррупционных проявлений в сфере в разы (Абдукодир Тошкулов является ректором Термезского Государственного Университета – прим. ред.).

В настоящее время большинство преподавателей высшего образования становятся менее терпимыми к коррупции и в общем, в сфере высшего образования сформировалась подобная атмосфера нетерпимости к коррупции.

Что касается системы здравоохранения, то там очень много работников, и это может стать бременем для государственного бюджета. Хуже всего то, что большинство медицинских сестер работают на 0,25 ставки, их зарплата даже «не дотягивает» до 600 000 сумов. Нельзя критиковать врачей, пока мы не поднимем им зарплату.

Эти проблемы накапливались годами. Квоты сохранялись в отрасли в течение многих лет.

Я также хотел бы обратить ваше внимание на еще одну проблему коррупции: если не будет дающих рук, то и брать будет некому. Это значит, что наш народ должен избавиться от этого зла и быть нетерпимым к коррупции.

Журналисты и блогеры продвинулись больше, чем сенаторы и депутаты в решении вопросов общества

В последнее время наблюдается снижение имиджа сенаторов и депутатов, и доверие общественности к ним уменьшается. Абдукодир Тошкулов также высказал свое мнение по этому вопросу.

— Еще вначале своей беседы с вами я отметил, что как только в Узбекистане начались новые политические процессы, начали активизироваться представители государственных и неправительственных организаций.

Мне кажется, что в последнее время журналисты и блогеры продвинулись больше, чем сенаторы и депутаты в решении вопросов общества. Как вы отметили, депутаты и сенаторы оказались в тени. Тем не менее, я не считаю, что имидж сенаторов и депутатов снижен.

Еще один момент, который следует учитывать: когда законопроект попадает в законодательный орган, прежде чем он становится законом фракции и комитеты перечитывают его до 27 раз. То есть депутат работает над законом, чего не видно народу.

Вторая обязанность депутата осуществлять контроль, анализ и представительство. 10 дней в месяце он проводит на избирательном участке. Конечно, неисполнение их обещаний, данных на этих встречах, также является причиной недоверия народа.

Нужно сказать открыто еще об одной причине. Помимо этой задачи, сенаторы параллельно осуществляют работу в государственных организациях. Вот почему некоторые сенаторы воздерживаются от критических комментариев или разговоров о проблемах.

В последние годы доверие людей к законодателям падает. Тот факт, что официальные лица все еще стараются не лишний раз не озвучивать проблемы, говорит о том, что в них живет все тот же старый страх.

Некоторые руководители выходят за границы дозволенного

В последнее время в СМИ и социальных сетях возросло количество утверждений о том, что законы не работают одинаково для всех. Это вызывает обоснованное беспокойство.

Если должностное лицо, хоким района, области или же сенатор нарушит закон, то он просто приносит извинения, а если на его месте окажется обычный человек, журналист или блогер, то он как правило, несет наказание в виде штрафа, ареста и т.д. 

Почему подобные ситуации имеют место, как вы считаете?

- Мы знаем, что Конституцией установлено, что закон одинаков для всех. Проблема, о которой вы говорите, не является массовой, но есть случаи, когда четыре или пять лидеров в социальных сетях, признав свою вину - просто извинялись. Я думаю, что в любом случае они понесут наказание и в их отношении будут приняты меры.

Это сложный вопрос. Возможно, здесь учитывается опыт работы и другие заслуги этих руководителей, срабатывает некий «институт прощения», но это неправильно. Мы видим, как некоторые лидеры «выходят за рамки» и попадают в социальные сети. Вместе с тем, уже сам факт того, что такие случаи обнародованы – это уже результат. Но, повторюсь, закон должен быть одинаков для всех.

 перевод Вадим Султанов.

Новости по теме