Что будет с фармацевтической отраслью Узбекистана, если страна вступит в ЕАЭС
Если Узбекистан вступит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), то льготы для отечественных производителей будут пересмотрены.
На Центр экономических исследований и реформ (ЦЭИР) возложена задача исследовать и дать предварительную оценку возможного участия Узбекистана в международных и региональных экономических организациях. Исследование по оценке возможного участия Узбекистана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) включало в себя анализ того, как изменится текущая ситуация в случае экономической интеграции с пятью странами (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российская Федерация), входящими в ЕАЭС, а также эмпирическую оценку экономических эффектов.
В рамках исследования сотрудники ЦЭИР работали в тесном контакте не только с различными ведомствами и структурами, участвующими в экспортно-импортных операциях, но и с участниками реального сектора экономики. В процессе исследования использованы различные методы экономического моделирования и анализа, а также передовые практики на основе международного опыта.
В связи с этим, издание Kun.uz обратилось за комментарием в Центр экономических исследований и реформ с просьбой прокомментировать какой эффект может оказать на фармацевтическую промышленность Узбекистана возможное вступление в ЕАЭС.
Главный научный сотрудник ЦЭИР Бахтишод Хамидов подготовил для издания обзор по фармацевтической отрасли Узбекистана в условиях ЕАЭС.
Текущее состояние отрасли
После обретения независимости Узбекистан столкнулся с проблемой разработки собственной фармацевтической политики, осуществления ее эффективного функционирования и обеспечения адекватных поставок лекарств и вакцин на местный рынок. Фармацевтическая промышленность начала развиваться в 1993 году с созданием государственного концерна «Узфармпром», в состав которого входили завод «Узхимфарм» и Научно-производственное объединение «Вакцина».
В результате последовательной политики в фармацевтическом секторе, существует четкое разделение роли правительства и частного сектора. В то время как правительство несет основную ответственность за регулирование сектора, производство и распределение фармацевтической продукции возлагается на частный сектор.
В настоящее время в Узбекистане действует долгосрочная стратегия увеличения местного производства лекарств и политика самообеспечения основными видами лекарств. Особое внимание уделяется внедрению международных стандартов производства.
В 2017 году внимание к развитию отрасли возросло, и было определено, что производители лекарств будут освобождены от всех налогов в течение пяти лет. Предприятия, занимающиеся созданием новых производственных объектов и реконструкцией существующих, были освобождены от уплаты всех таможенных пошлин на импорт технологического оборудования. В том же году Президент Узбекистана принял постановление о создании семи свободных экономических зон, специализирующихся на выращивании лекарственных растений и их обработке в особых природных условиях. В результате инвестиции в фармацевтическую отрасль страны постепенно растут.
Количество фармацевтических компаний увеличилось с 2 в 1994 году до 68 в 2002 году до 130 в 2012 году. В настоящее время в стране действуют 191 фармацевтическая компания, производящая более чем 2500 наименований фармацевтической продукции. Производство фармацевтической отрасли в 2018 г. составило:
- лекарственные средства - 179 млн. долл., из них было экспортировано на сумму 6,4 млн. долл. Учитывая тот факт, что предприятия используют 40-60% своих мощностей, имеется высокий потенциал наращивания экспорта лекарственных средств;
- медицинские изделия (вата медицинская, марля и др.) - 17,2 млн. долл. и экспортировано на сумму 6,6 млн. долл., из которых 5,4 млн. долл. приходились на долю стран ЕАЭС. Предприятия отрасли загружены на77-80% своих мощностей;
- сырье для производства фармацевтических продуктов, которое, в основном, импортируется из третьих стран (Индии и Китая).
Экспортировано продукции отрасли на сумму 20,3 млн. долл.
Внутренний рынок
Объем внутреннего рынка фармацевтической продукции в 2018 году составил 950 млн. долл., 21% из которых приходятся на отечественных производителей. Объем импорта составляет 775 млн. долл. На долю стран ЕАЭС приходятся 98 млн. долл. или 13%, (в частности, из России импортируется на сумму 81 млн. долл.) всего импорта фармацевтической продукции.
(В настоящее время на фармацевтическом рынке Узбекистана в обращении находится около 9000 наименований лекарственных препаратов, 1684 наименований медицинских изделий и 1529 наименований медицинской техники.)
Рост внутреннего производства фармацевтической отрасли в последние годы находится в среднем на уровне 20%, в то время как импорт растет примерно на 5-8%. Учитывая темпы роста населения на 1,5% и увеличение расходов населения на здравоохранение на 15% ежегодно, ожидается, что спрос на фармацевтическую продукцию будет сохраняться на высоком уровне.
Изменения регулирования при вступлении в ЕАЭС
В настоящее время, по большинству фармацевтических продуктов, которые импортируются в Узбекистан, тарифы не применяются. В отношении фармацевтических изделий, таких как медицинская вата и марля, взымался тариф по ставке 30% с 1 января 2020 года (до этого – 10%).
Вместе с тем, при вступлении в ЕАЭС могут произойти следующие изменения в регулировании:
а) Применение таможенных пошлин по отношению к третьим странам не входящим в ЕАЭС на уровне примерно 5%.
б) С 2026 года в ЕАЭС образуется единый рынок фармацевтической продукции, на котором будет применяться обязательная сертификация фармацевтических продуктов по системе GMP, согласно которой:
- иностранный производитель должен оформить документы в виде единого технического документа;
- мастер-файл препарата должен содержать результаты клинических испытаний, проведенных в государствах-членах Международного координационного совета до 1 января 2016 года. После назначенной даты, по крайней мере, одно клиническое испытание должно полностью или частично проводиться в рамках ЕАЭС.
в) Льготы для отечественных производителей будут пересмотрены.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время для развития фармацевтической промышленности в Узбекистане предусмотрены следующие льготы для местных производителей:
- лекарственные средства, сырье и вспомогательные материалы, изделия медицинского назначения и медицинская техника освобождены от налога на добавленную стоимость;
- налог на добавленную стоимость применяется при импорте лекарственных средств и изделий медицинского назначения, имеющих аналоги в местном производстве;
- не применяются импортные таможенные пошлины на технологическое и лабораторное оборудование, комплектующие и запасные части для фармацевтической продукции, «чистые помещения» для фармацевтических производств, сэндвич-панели и системы вентиляции, сырье и материалы, используемые при производстве лекарств, изделия медицинского назначения и упаковочные материалы.
Ожидаемые последствия для отрасли
Последствия для внутреннего рынка
В результате отмены льгот для отечественных производителей ожидается рост цен на фармпродукцию, однако, если добиться переходного периода, то можно будет воспользоваться получениемотсрочки отмены льгот и местные производители смогут сократить издержки на 10-15% в течение предстоящих 10 лет.
Последствия для экспортных возможностей
Экспорт лекарственных средств не велик по объему и его большая часть (более 90%) приходится на долю третьих стран. С этой точки зрения вступление в ЕАЭС не приведет к существенным изменениям в экспорте.
Однако если учесть тот факт, что только 10 из 191 компании имеют специальную сертификацию GMP, местные производителине имеют возможности продавать свою продукцию в странах ЕАЭС, так как по условиям ЕАЭС к 2026 году все фармацевтические продукты должны быть сертифицированы по стандартам GMP.
Справка: Сертификат GMP (англ. goodmanufacturingpractice) – официальный документ, указывающий на то, что производственный процесс конкретного предприятия соответствует всем требования одноименного международного стандарта. Следовательно, выпускаемые этим предприятием лекарственные средства (или другие товары) безопасны и качественны.
Вместе с тем, рынок экспорта медицинских изделий почти полностью приходится на страны ЕАЭС. К тому же основную часть экспортной продукции в ЕАЭС составляют медицинская вата и марля. Большая часть экспортируется в Казахстан (более 90%). Сравнительный анализ цен показывает, что цены на рынках Казахстана и России намного выше, чем в Узбекистане (1,3-1,5 раз). В этом отношении присоединение к ЕАЭС не окажет существенного влияния на национальный экспорт медицинских изделий в среднесрочной перспективе.
Новости по теме
10:57 / 19.12.2024
Таможенные льготы для фармкомпаний продлят до 2028 года
13:52 / 18.10.2024
Узбекистан не будет вступать ни в какие военные структуры – Акмаль Саидов
15:40 / 15.10.2024
Назначен новый замдиректора Агентства по развитию фармацевтической отрасли
08:56 / 27.08.2024