09:52 / 14.03.2020
5872
UzAuto Motors монопольно ущемляла права потребителей - Антимонопольный комитет

Подтверждены факты, которые ранее опровергались представителями «Узавтосаноат» и UzAuto Motors.

Фото: KUN.UZ

Антимонопольный комитет отреагировал на повышение цен на автомобили UzAuto Motors.

Во-первых, АО «UzAuto Motors» занимает доминирующее положение в производстве легковых автомобилей, и, несмотря на то, что предприятие на протяжении многих лет получало льготы и преференции, неэффективно использовало созданные государством возможности.

Эффективность принимаемых предприятием мер по снижению себестоимости продукции невысока, в частности, в результате принятых мер по повышению конкурентоспособности достигнуто снижение себестоимости продукции всего на 2 процента.

Кроме того, за последние три года предприятием было запущено 167 новых видов оборудования и технологий. Это составляет всего 2,1 процента от имеющихся на предприятии технологий. В 2017-2018 годах не создано ни одного нового рабочего места.

Во-вторых, цены на легковые автомобили, выпускаемые предприятием, на отечественном рынке значительно дороже, чем цены на внешнем рынке.

Например, экспортируемые Ravon R2 (Spark), Ravon R3 (Nexia), Ravon R4 (Cobalt) продаются на российских рынках со скидками, которые варьируются от 20-50 процентов по внутренним ценам.

Для сравнения, цены на продукцию АО "АвтоВАЗ" (Россия) на внутреннем рынке на 30-40 процентов ниже, чем на территории Республики Узбекистан.

Кроме того, на внутреннем рынке наблюдается рост цен на легковые автомобили по сравнению с ценами конкурирующих автопроизводитлей на мировом рынке.

Например, если цена модели Tracker Premier составляет 20 тысяч долларов, то на внешних рынках цена модели Hyundai Creta такого же класса составляет 15 тысяч долларов, а модель Nissan Terrano - 15,5 тысяч долларов.

В-третьих, допускаются случаи ущемления прав потребителей предприятием при злоупотреблении монопольным положением.

В частности, продажа продукции без определенных комплектующих, предусмотренных в базовой комплектации автомобилей, непредоставление продукции в сроки, предусмотренные договором, оплата дополнительных платежей в связи с повышением цены с принятием предварительной оплаты за продукцию и т.д.

В 2019 году Антимонопольным комитетом был обеспечен перерасчет за 6,5 тыс. противотуманных фар, предусмотренных в базовой комплектации, общей стоимостью 2,7 млрд. сумов, которые фактически были недопоставлены потребителям.

В-четвертых, сложились неравные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов, которые ввозят автомобили высокого ценового сегмента.

Льготный порядок, действовавший в 2019 году, который давал возможность всем хозяйствующим субъектам обеспечить равные условия при импорте автомобилей, с 1 января 2020 года был отменен, однако АО "UzAuto Motors" сохранило льготу по акцизному налогу и таможенным ставкам на легковые автомобили, ввозимые или импортируемые в форме Single Unit Package (в готовом виде), которые не производятся в республике.

В-пятых, сложность порядка сертификации и климатических испытаний автотранспортных средств, ввозимых на территорию республики.

Превышение для дилеров иностранных предприятий требований стандартизации и климатических испытаний импортируемых автомобилей на территории Узбекистана, в частности:

- официальный дилер может перевозить автомобиль одной модели один раз год, если ввозится более одной единицы, то модель должна пройти специальные испытания, то есть сертификацию и климатические испытания, при этом на тестовые испытания каждая модель должна быть сдана по 2 единицы и преодолевать 15 тыс. км по территории республики, а также должно выплачиваться в среднем по 30 млн сумов за каждое тестовое испытание, сотрудники стандартизации должны быть отправлены на завод изготовителя за счет дилера;

- при сертификации запасных частей, в том числе шин автотранспортного средства, выданных для получения сертификата соответствия испытательным лабораториям агентства «Узстандарт», отмечается отсутствие возможности проведения лабораторных испытаний по некоторым показателям.

Исходя из вышеизложенного, а также в целях защиты интересов населения и субъектов предпринимательства, создания равных условий ведения бизнеса и формирования здоровой конкурентной среды, комитет обратился к Министерству инвестиций и внешней торговли по вопросу снижения действующих импортных пошлин и ставок акцизного налога на легковые автомобили и упрощения порядка проведения сертификационных и климатических испытаний для легковых автомобилей, ввозимых на импортной основе.

В-шестых, постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 3386 с 1 января 2018 года отменена практика установления предельных цен на товары (за исключением социально значимых продуктов и их стратегических видов, перечень которых определяется Кабинетом министров).

Соответственно, с 1 января 2018 года АО "UzAuto Motors" самостоятельно устанавливает цены на выпускаемые автомобили.

При этом согласно постановлению Кабинета министров от 30 марта 2018 года № 249 предприятие ежеквартально представляет в антимонопольный орган информацию о применяемых ценах. Этот орган, в свою очередь, анализирует изменение цен на товары монопольного типа.

Согласно действующему законодательству, предварительное согласование цен хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, не предусмотрено.

Антимонопольный комитет изучил предварительные расчетные данные, связанные с введением новых цен АО UzAuto Motors. В предоставленных данных указано, что рост цен связан с ростом себестоимости продукции, и к тому же с августа 2017 года цены не повышались.

Данный расчет предполагает проведение в установленном порядке проверки предпринимательской деятельности предприятия – определение степени экономической обоснованности и справедливого формирования данных.

В настоящее время уполномоченными органами разрабатывается новый порядок проведения проверок субъектов предпринимательства, с введением которого будет дополнительно изучаться вышеуказанная ситуация.

Вместе с тем, созданной рабочей группой проводится анализ формирования цен на легковые автомобили, производимые АО UzAuto Motors, занимающем монопольное положение, а также работа по выявлению дополнительных резервов по снижению себестоимости продукции и получению разрешения на проведение проверок по обоснованному применению цен на продукцию», – говорится в сообщении Антимонопольного комитета.

Top