Цены на нефть резко упали. Станет ли бензин дешевле в Узбекистане?
С 1 мая 2020 года будет отменено государственное регулирование розничных цен на автомобильный бензин марки Аи-80 и дизельное топливо, а их реализация нефтеперерабатывающими заводами будет осуществляться только через биржевые торги. Будет ли это полезным для потребителей?
Как постановление президента и уникальная ситуация на мировом нефтяном рынке повлияют на цену бензина в Узбекистане? Корреспондент Kun.uz собрал для читателей мнения различных экономистов на этот счет.
«Какими будут новые цены, и как они будут формироваться, зависит от правил игры, установленных правительством»
Директор Центра содействия экономического развития Юлий Юсупов:
– В нашей стране цены на бензин и дизельное топливо регулируются государством. Цены должны были отпущены на свободный рынок намного раньше, но сейчас самое время сделать это, потому что цены на нефть на мировом рынке резко падают.
Какими будут новые цены, и как они будут формироваться, зависит от правил игры, установленных правительством. Если будем следовать правилам действительно свободного рынка, цены на топливо в Узбекистане неизбежно упадут вслед за ценами, наблюдаемыми на мировом рынке.
Но нам нравится создавать искусственные монополии (наиболее очевидным примером этого является автомобильная промышленность). Если и в этот раз получим очередную монополию вместо свободного рынка – дела очень плохи. Но мы надеемся, что правила игры будут честными. В Узбекистане в условиях свободного рынка цены на топлива будут примерно такие же, как в Кыргызстане (мы не должны ориентироваться на Казахстан, там низкие цены из-за отсутствия экспортных пошлин на бензин).
«Если рынок не свободный, цены также не будут свободными»
Ранее, 4 апреля докторант Висконсинского университета, экономист Бехзод Хошимов написал в своем канале в Telegram следующее:
– Цены на нефть достигли своего самого низкого уровня в новейшей истории. Это самый подходящий момент для реформирования энергетического и топливного сектора. Сейчас государство должно отказаться от субсидий на бензин и приватизировать весь топливный сектор. Потому что за счет такой дешевой нефти даже после получения субсидий цена на бензин не вырастет. И государство в хорошем смысле освободится от одной отрасли и сэкономит бюджетные средства (В 2017 году Узбекистан потратил 5,2 миллиарда долларов на субсидии в энергетической отрасли).
Цена на нефть определяет цену на другие энергоносители, именно поэтому все реформы в этом секторе должны быть проведены в этом году. Тогда к концу года может быть сформирован нормальный энергетический сектор. За последние двадцать лет такой возможности не было.
Отпущение цены на бензин в свободное плавание является хорошим знаком, но до тех пор, пока не будут устранены препятствия для свободного выхода топлива на рынок, цель будет труднодостижимой. Насколько я понимаю, государство пока не планирует выходить из этого сектора. Ограничение конкуренции и регулирование выхода на рынок новых игроков – отрицательно повлияет на цены. Необходимо, чтобы государство полностью прекратило свое влияние в этой отрасли.
Если говорить о бензине, нет ничего плохого в том, чтобы сделать рынок полностью свободным. В этом случае все в выигрыше.
Свобода рынка измеряется не количеством организаций, действующих на нем, а существующими барьерами для выхода нового игрока на этот рынок. То есть, если существует множество барьеров для участия в одном виде деятельности и барьеры устанавливаются организациями, которые ими управляют, это означает, что рынок не конкурентный. Независимо от того, сколько организаций работает на этом рынке, его нельзя назвать свободным. Если рынок не свободный, цены также не будут устанавливаться свободно.
Надеемся, что в ближайшее время государство полностью покинет этот сектор. Я повторяю, это самый подходящий момент для реформирования энергетического и топливного сектора, в будущем такой возможности может и не быть.
«Важно предоставить равные возможности всем участникам»
Нодир Жумаев - депутат Олий Мажлиса, доктор экономических наук, профессор:
Согласно новому порядку, цены будут устанавливаться самим рынком, то есть они будут формироваться в соответствии с законами спроса и предложения. Понятно, что чем выше спрос на товар, тем выше цены и наоборот.
Основной целю, является здоровая конкурентная среда в отрасли и качество обслуживания. Важным вопросом является обеспечение равного доступа для всех участников и прозрачности ценообразования. Так согласно постановлению президента, в срок до 1 октября 2020 года обеспечивается внедрение на всех предприятиях нефтегазовой отрасли антикоррупционной системы «комплаенс-контроль».
Давайте вспомним, что мы получили после отмены государственного регулирования цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Нам нужно правильно понять одну вещь: тут речь идет не только о цене, ну и об обеспечении качества.
Мы должны признаться, что пока полностью не перешли на рыночную экономику. Если мы не будем формировать нашу экономику в рамках рыночных законов, мы не сможем создать конкурентную среду и можем потерять свое место на международном рынке. Если предприятия-монополисты продолжат устанавливать свои цены на рынке, это отрицательно повлияет на процесс интеграции на мировую экономику.
Согласно постановлению, в срок до 1 июня 2020 года нужно внести в Кабмин предложения о найме высококвалифицированных зарубежных экспертов и специалистов, в том числе соотечественников за рубежом, на предприятия нефтегазовой отрасли с указанием методов их отбора, квалификационных требований, функциональных обязанностей, сроков привлечения и размера оплаты труда. Все это является важным шагом в обеспечении прозрачности в этой отрасли. Мы думаем, что принятые меры приведут к укреплению энергетического и топливного сектора, его функционированию в условиях рыночной экономики и конкурентной среды.
В рыночной экономике производитель устанавливает цены с учетом затрат (заработная плата, налоги, прибыль и т.д.). Если эта цена окажется не приемлемой для потребителя, предприятию придется произвести продукцию с более приемлемой ценой и с таким же хорошим качеством. Монополистическая и неконкурентная среда приведет к формированию цены, несоразмерной потребительскому спросу.
С этой точки зрения самое важное не в том, является ли цена низкой или высокой, главное, чтобы она была приемлемой и для потребителя и для производителя.
По словам заместителя председателя «Узбекнефтегаза» Улугбека Ашурова, внедрение этого механизма усилит конкурентную среду в отрасли, сократит затраты и повысит качество обслуживания.
«Внедрение данного механизма в апреле-мае приведет к снижению цен на бензин и дизельное топливо в соответствии с ценами мирового рынка», - сказал он.
По данным Kun.uz, в 2020 году Узбекистан планирует произвести 1,1 млн. тонн бензина (891 тыс. тонн из этого - Аи-80). Кроме того, планируется ввоз 2,4 тыс. тонн экологически чистого бензина классов евро 4 и 5.
В этом году также планируется произвести 1,2 млн. тонн дизельного топлива и импортировать 1,6 тыс. тонн высококачественного дизельного топлива экологических классов евро 4 и 5.
Новости по теме
16:10 / 13.11.2024
В Узбекистане установили потолок биржевых цен на бензин АИ-80
18:30 / 06.11.2024
Пропан за 5 месяцев подорожал почти вдвое, а бензин АИ-80 — на 26% с начала года
10:45 / 04.11.2024
На трех автозаправках Ташкента выявлена продажа некачественного бензина
12:04 / 30.10.2024