09:02 / 07.05.2020
38436

Трагедия в Сардобе: виновные в «прорыве века» не должны выйти сухими из воды

В Сардобинском водохранилище, признанном программой «Ахборот» в 2017 году «стройкой века», 1 мая сего года произошёл «прорыв века», затопивший всё вокруг. Ещё нужно выяснить, чего же больше было на водохранилище: обвалившейся земли или разворованных денег, и добиться, чтобы построившие его не вышли сухими из воды.

На данный момент самым прискорбным фактом является то, что не только у нас, но и в соседнем Казахстане затопило дома людей. Если в Сырдарье из опасных территорий было эвакуировано около 90 тысяч человек, то в Казахстане более 31 тысячи человек были вынуждены покинуть своё жильё. Конечно, у нас не все получат помощь, зато Казахстану, даже за самый мизерный ущерб, наверняка, выплатят компенсацию.

Вначале говорилось, что причиной разрушения стены дамбы водохранилища послужили сильный ветер и ливень. В Узбекистане каждый год после весенних проливных дождей случаются наводнения в тех или иных кишлаках, а то и в городах. Поэтому многие явно не посчитали это событие из ряда вон выходящим. Но немного времени спустя выяснилось, что последствия были плачевными: стихия к наводнению никакого отношения не имеет, 4 человека погибло, 1 пропал без вести, целых домов почти не осталось ...

Фото пресс-службы президента

Строительство водохранилища

Водохранилище «Сардоба» было возведено на территории, где протекал центральный коллектор Южного Мирзачульского канала. Строительные работы были начаты в 2009, и завершены в 2017 году.

Цель строительства водохранилища заключалась в обеспечении водой для полива посевных площадей Сырдарьинской и Джизакской областей, в последствие здесь началось также возведение мини-ГЭС (По иронии судьбы, не прошло и 10 дней после известия о том, что на водохранилище был заложен первый камень фундамента для мини-ГЭС, как случилась эта техногенная катастрофа).

Стало известно, что строительство водохранилища «Сардоба» с приблизительным объёмом воды 922 млн кубометров велось под руководством предприятия «Узтемирйулкурилишмонтаж» при АО «Узбекистон темир йуллари».

Высота уровня воды составляла 28,8 метров, и пока не известно, какой ущерб причинило водохранилище, возведённое за 404 миллиона долларов США.

Разлившаяся вода только в Казахстане вызвала наводнение на территории площадью 175,29 км2, почти в три раза больше площади самого водохранилища - 67,4 км2.

Фото: t.me/makarenko_channe

Почему прорвало дамбу?

Если внимательно изучить историю строительства водохранилища «Сардоба», обратившись к архиву Google Earth, то выяснится, что место, именуемое «6-м пикетом, где произошёл прорыв воды», возводилось на самой последней стадии и является одним из самых мелководных мест водохранилища (на последних фотографиях, выполненных со спутника, видно, что в более глубоких частях водохранилища вода еще сохранилась).

Фото: фотография со спутника, сделанная 25 апреля 2015 года. При строительстве 6-го пикета,
в части водохранилища уже начато накопление воды.

Дамбы водохранилища «Сардоба» строились в форме грунтовой насыпи. В нашей стране издревле использовались такие насыпи в водохранилищах, возведённых не на склонах гор, а на равнинах.

Однако, все ли работы были выполнены на совесть, чтобы напор воды не размыл почву? Ведь в социальных сетях писали о том, что на территории этого обвалившегося 6-го пикета уже давно потихоньку сочилась вода, и земля была влажной.

В нашей стране приняты единые нормы и правила строительства по возведению грунтовых дамб. Это КМК 2.06.05-98, принятые вместо СниП 2.06.05-84 приказом председателя Государственного комитета архитектуры и строительства Республики Узбекистан от 20 марта 1998 года.

Конечно же, северная часть водохранилища, сдерживающая сильный напор воды, должна была строиться с соблюдением всех условий и требований. Однако, можно предположить, что именно в части с относительно низким напором (1), мелкой (2) и возведённой в самом конце (3) (6-пикет), работы по утрамбовке почвы, по строительству дамбы в плотном и не пропускающем воду состоянии были выполнены строительной организацией, что называется, спустя рукава.

Следует проверить и фактор воздействия рыбоводческих хозяйств, осуществляющих свою деятельность вблизи места прорыва, на произошедшую трагедию.

В социальных сетях все поголовно принялись обвинять руководителя АО «Узгидроэнерго» Абдугани Сангинова и его родственников. Якобы, водохранилище «Сардоба» строилось под его непосредственным руководством. Подтверждением тому приводят факт, что ГЭС «Сардоба» на 10,7 МВт, фундамент которой был заложен в апреле этого года, а запуск планировался на июль следующего года, строилась унитарным предприятием «Topalang HPD irrigation systems» в составе ООО «TOPALANG HPD HOLDING», руководителем которого является Ислом Абдурахмонов, родной сын Сангинова.

Что ж, действительно ли в строительстве водохранилища «Сардоба» участвовали фирмы или организации, имеющие непосредственное отношение к Сангинову? Участвовали!

Если верить пресс-службе АО «Узбекгидроэнерго», в то время работы велись 10 субподрядчиками, в том числе ООО «Резаксой сув курилиш» (сейчас оно называется ООО «To’palang Water Construction»), однако выполненные работы велись не на той территории, где произошёл прорыв.

К сведению, Абдугани Сангинов был назначен руководителем преобразованного АО «Узгидроэнерго» в мае 2017 года, после открытия водохранилища «Сардоба».

Министр строительства Ботир Зокиров, председатель АО «Узгидроэнерго» Абдугани Сангинов и президент Шавкат Мирзиёев
у водохранилища «Сардоба». 2 мая 2020 года. Фото пресс-службы президента.

ООО «Резаксой сув курилиш», принадлежащее семье Сангиновых, осуществляло строительство водохранилища «Резаксой» в Чустском районе Наманганской области в 2003-2010 годах. После этого организация присоединилась к строительству водохранилища «Сардоба».

Пресс-служба АО «Узгидроэнерго» сообщает, что Сангиновы не имеют никакого отношения к месту прорыва. Но если не они, то кто-то же вёл строительство на этом участке? Очевидно, что их личность будет выяснена после подведения итогов проверки.

Прорыв и «урыв» в сфере строительства

Возникает большой вопрос, по какой причине строительство водохранилища было передано именно АО «Узбекистон темир йуллари»? Неужели, железнодорожники такие искусные строители, что им достаются все «доходные» объекты, которые относятся и которые не относятся к железным дорогам?!

Вспомните, как на железной дороге, построенной железнодорожниками на перевале Камчик, произошел оползень и обвал. Только спустя 2 года (!) АО «Узбекистон темир йуллари» нашло в себе силы прокомментировать это событие.

А на железной дороге Ташгузар – Байсун – Кумкурган каждый год происходят обвалы почвы и сели. Каждый год!

Совсем недавно во время строительства Юнусабадской линии метро после обычного дождя обвалилась почва и погребла шестерых парней.

Ведь 400 миллионов долларов США – это не маленькие деньги! На то, чтобы сдвинуть грунт на расстояние 27888 метров, наверняка не потратили чуть ли не полмиллиарда долларов! Возможно, иностранцы (скажем, китайская компания) смогли бы выполнить эту работу с гарантией качества и за 100 миллионов долларов. Кто-нибудь, наконец, докопается до сути этого вопроса?

Не лучше ли было бы провести в международном масштабе экспертизу подобных проектов, могущих причинить существенный ущерб соседним странам, объявить тендер и строить с привлечением известных иностранных компаний, по возможности, и близко не подпуская местных строителей?

Наше спасение только в открытости

Вообще, когда станет прозрачной сфера строительства, считающаяся самой коррумпированной? По какой причине у нас не допускается участие иностранных компаний в крупном строительстве? Почему должны строить только наши, с помощью фирм, открытых на имя сына тетушки, брата жены, побеждая в абсолютно формальных тендерах и возводя объект, по принципу «после нас – хоть потоп»?

Почему проекты государственной значимости реализуются одним росчерком пера и затейливой подписью какого-то чиновника?

Благодаря одному из таких проектов, исторический центр города Шахрисабза в ЮНЕСКО находится в одном списке со статуями Будды, взорванными талибами в афганской долине Бамиён. Потому что, по сути, нет разницы между талибами и утвердившими этот проект благоустройства (а на самом деле разрушения) Шахрисабза.

Ещё один вопрос: когда будет покончено со сдачей в эксплуатацию строительных объектов к определённой дате, в результате чего они строятся как попало в авральном режиме?

Мы видели эти образцовые дома в Алате. Мне страшно, выдержат ли возводимые в городах и районах «доступные» 2-7-этажные многоквартирные дома, 5-6 балльное землетрясение? Не дай Бог, если случится 7-8-балльное землетрясение, то все они рухнут, как карточные домики. Сложно даже просто представить, масштабы воровства в строительстве. Качество же остаётся на самом последнем месте.

Следует сделать прозрачными все тендеры ненасытных организаций под названием «Кишлоккурилишинвест», «Шахаркурилишинвест». Только прозрачность и строгий общественный контроль могут покончить со всеми аферами в сфере строительства. Иначе, эти люди всем дадут фору в том, как действовать втихаря. И они сумеют выкрутиться из любой ситуации. Если надо, они выйдут сухими и из вод Сардобы. А страдать, как всегда, будет простой народ.

Вчера президент Шавкат Мирзиёев на видеоселекторном совещании уделил внимание некачественным работам в сфере строительства.

«Где есть качество, там есть результат. Где нет качества, там коррупция, хищения и организации, которые проводили тендеры «на ура». Заместители премьер-министра, говорящие «все сделаем» и «есть, будет сделано», теперь не смогут работать. Это дело закончится по-другому. Я сделаю большой анализ, я вынужден анализировать. Я буду вынужден попрощаться со многими людьми... Теперь так работать нельзя. На этот раз как будто сам Аллах Всевышний говорит: «Эй, человек, открой глаза! Нужно честно служить своему народу. Честно!» - сказал президент.

Эти слова не были процитированы ни информационной службой президента, ни пропагандистской программой «Ахборот».

Президент высказал то, что на душе людей, то, что нужно сделать. Но кто-то даже после таких тяжких последствий как будто бы против этих слов Президента, и хочет, чтобы не было никаких изменений, чтобы всё оставалось как прежде...

Говорят, что «как верёвочке не виться, а конца не миновать». Это старинная пословица. В наше стремительное время такие «разоблачения» происходят меньше, чем за четыре года. Нам следует изменить себя самим. И если мы не изменимся, то заботу об этом возьмет на себя мать-природа.

Шухрат Шокиржонов,
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.

Top