Узбекистан | 12:40 / 16.05.2020
10526
9 минут чтения

Ошибка в строительстве или в проекте? Эксперт о факторах трагедии в Сардобе

Научный исследователь в области энергетики Сарвар Курбанов в беседе с корреспондентом Kun.uz рассказал о факторах, повлёкших трагедию в Сардобе, системных проблемах и выводах.

- Не послужило ли причиной прорыва дамбы в Сардобе её строительство за довольно короткие сроки для такого типа водохранилищ?

- Прежде всего, давайте ответим на вопрос, а нужно ли нам было вообще это водохранилище. Как бы мы ни ругали прежние времена, но тогда вёлся очень строгий контроль в системе мелиорации. Поэтому не возникало никаких проблем с оттоком воды в другое государство, безопасностью или дефицитом воды. Когда союзные государства стали независимыми, они начали работы по строительству дамб.

К примеру, в Кыргызстане тоже строятся водохранилища «Камбар ота-1», «Камбар ота-2». Тем самым могут возникнуть ситуации с перекрытием русла рек Нарын и Карадарьи, когда их будут закрывать при необходимости в воде, и открывать за отсутствием необходимости.

Поэтому после строительства Рогунской ГЭС в Узбекистане было построено два водохранилища, и я считаю, что это очень правильное решение.

Первое было построено для накапливания воды из реки Сырдарьи, а второе - для сбора воды из Таджикистана в Сырдарьинской области, а также, чтобы при необходимости накапливать воду из соседних государств.

Я в курсе того, как велись почвенные и технологические работы на водохранилище в долине: в строительстве участвовали учёные и специалисты.

Однако с работами на Сардобинском водохранилище я не был достаточно знаком. Когда я беседовал со специалистами, они говорили, что затрату больших средств на строительство водохранилища можно прокомментировать тем, что для переподготовки места нужно было заменить большое количество почвы. Так как Сардобинское водохранилище относится к простому типу водохранилищ, строящихся практически только из почвы.

В ходе проекта изучается плотность почвы, проводятся лабораторные исследования типа почвы, в какой степени она будет размываться под воздействием воды, как будет пропускать воду, и будет ли нарушаться её структура. На основании результатов почва поэтапно укладывается. На каждом этапе слои почвы подробно анализируются, и устанавливаются специальные сенсоры.

- Могут ли быть причиной трагедии ошибки в проекте?

- На мой взгляд, проект правильно организован, однако, возможно, при строительстве были допущены ошибки.

В социальных сетях люди говорят, что мы отстаём от норм строительства советского времени. Ведь построенные в то время Чарвакское и другие водохранилища до сих пор функционируют. А именно, с точки зрения прочности, и сейчас действуют водохранилища, построенные 70-80 лет назад в бывшее советское время также и на территории других государств.

На самом деле, когда могут произойти техногенные аварии? При грубом нарушении норм строительства и неправильной эксплуатации объектов. Мне кажется, что нужно проверить специальность у всех, кто работает на водохранилище. Поскольку Сардобинское водохранилище было построено естественным способом, то для такого разрушения должно произойти увлажнение почвы и её размытие.  В этой ситуации установленные сенсоры должны были сигнализировать и предупредить об аварии за 1-2 дня.

Кроме того, во время обвала дамбы не наблюдалось никакого урагана или сильного дождя. Мы живём в век технологий, и всё можно установить путём исследования. Учёный-физик Рустам Ашуров в своих испытательных исследованиях определил, что причина трагедии на водохранилище не зависит от стихии.

Скажем, если водохранилище имеет объём 100 литров, то оно испытывается под большим объемом воды. В ходе такой проверки определяется, где слабое место.

Сарвар Курбанов

Если б водохранилище было построено из цемента или другого строительного материала, и давление прорвало дамбу в определённом месте, тогда это другое дело. Но как уже было сказано выше, если в построенном из почвы водохранилище почва вдруг сильно увлажнилась, то технические сотрудники могли бы сразу же поменять почву. Можно было не доводить ситуацию до такой степени, не допустить утечку воды.

- В месте прорыва дамбы никаких бетонных остатков не видно. Не говорит ли это о хищении материалов, выделенных на строительство? Можно ли это обнаружить, если провести экспертизу оставшейся части дамбы?

- На водохранилище не обязательно должен быть цемент. Потому что есть разные виды используемой почвы. В ходе её подготовки и уплотнения могла быть допущена какая-то ошибка. В данный момент можно проверить наличие или отсутствие такой ошибки, поскольку в месте прорыва на водохранилище с боковых сторон сохранилась почва, и можно её проанализировать без всяких проблем.

Я считаю, что на 90%, ошибка была допущена при строительстве, поскольку в проекте ошибки встречаются редко. Обычно, проекты делаются «с запасом», составляется смета, на каждой территории вычисляется свой коэффициент.

К примеру, в проекте невозможно увеличить или сократить километры почвы. У всего есть свои стороны. Значит, единственный путь заработать деньги, обойдя проект – это неправильное строительство.

Как было сказано, контроль был затруднён тем фактом, что не проводился тендер, и субподрядчиков было очень много. Удивляет ещё то, что после строительства дамбы был проведён тендер на строительство гидроэлектростанции. Разве об этом не подумали до строительства водохранилища?

Если сейчас строить эту гидроэлектростанцию, то для этого тоже будет выполняться «каскад», то есть потребуется ломать эту дамбу, прокладывать путь, то есть лишние расходы. А изначально об этом не подумали.

Кроме того, распространились сведения о том, что возле водохранилища располагалось рыбоводческое хозяйство. Я изучил, оказало ли это воздействие на водохранилище. Рыбоводческое хозяйство может отрицательно повлиять только в том случае, если его уровень будет выше уровня водохранилища. В остальных случаях это никак воздействовать не должно.

Значит, если мы отбросим этот вариант, и вариант со стихией, то остаётся только допущение ошибки в строительстве, и неправильное техническое обслуживание в сооружении, недостатки в строительном надзоре. Вот из-за этого и возникли проблемы.

- Ранее вы говорили о сенсорах, предупреждающих об аварии. Мне кажется, что если бы на водохранилище охотники за перепёлками первыми не увидели утечку воды, то никто не был бы предупреждён. А ведь можно было и раньше узнать о сложившейся ситуации. Вы что-то знаете об этом?

 - Нет, я об этом не знаю, однако в грунтовых водохранилищах, каковым является «Сардоба», следовало установить сенсоры, которые будут оповещать о степени влажности почвы в любой части минимум за 10 дней.

Если влажность достигнет одного сенсора, то следующий сенсор должен сигнализировать о степени влажности. Таким образом, на территории с повышенной влажностью можно будет заморозить воду или заменить почву другим путём.

- Вы сказали, что строительство Сардобинского водохранилища было простым. Как пишут в СМИ, можно ли было построить такое гидросооружение за 404 млн долларов?

- Такое может быть если почва на территории водохранилища непригодна для строительства, и нужно было её полностью заменить на редкие виды почвы, встречающиеся в других регионах, наверное. Однако и с учётом этого, есть опыт более дешёвого и прочного строительства дамб в других государствах.

Беседовал Жамшид Ниёзов

Новости по теме