15:16 / 18.05.2020
12432

Генеральный консул Узбекистана в Москве – о чартерных рейсах, мошенниках и ситуации в Самаре

Коронавирусная пандемия оказала серьёзное воздействие на жизнь узбекистанцев в России. В редакцию Kun.uz поступает множество обращений от наших соотечественников, оказавшихся в затруднительном положении в чужой стране. Корреспонденты сайта Kun.uz связались с генеральным консулом Узбекистана в Российской Федерации Мехриддином Хайриддиновым.

Кем и в каком порядке формируются списки для получения места на чартерный рейс в Узбекистан?

- В России живёт и трудится очень большое количество узбекистанцев. С 16 марта был запущен Telegram-бот для приёма обращений от них. Через ссылку в боте гражданин оставляет свою фамилию, имя, паспортные и другие данные, а бот автоматически вносит эти сведения в список.

Бывали случаи, когда люди записывались в этот список по нескольку раз. На то, чтобы очистить список, уходит очень много времени. Поэтому я попросил бы у граждан, желающих попасть в список, чтобы они не регистрировались по 10-20 раз.

Кто решает вопрос о чартерных рейсах?

- Чартерные рейсы назначаются только решением Республиканской специальной комиссии. Вопрос о том, когда запустить чартер, решается исходя из количества карантинных мест в стационарах Узбекистана, и других факторов.

«Посольства только предоставляют списки»

Мехриддин Хайриддинов

- Посольства только предоставляют списки. В нашем списке уже более 50 тысяч человек, уже подходит к 60 тысячам. После того, как будет известна точная дата рейса, в первую очередь отбираются тяжело больные, беременные женщины, пожилые люди, женщины с малолетними детьми. Сначала рассматривается, у кого ситуация тяжелее, у кого легче, а затем производится отбор. Это тоже большая ответственность, потому что есть большое количество людей, входящих в такую категорию, и выбирать из них очень трудно.

В такое сложное время гражданам рекомендуется проявить толерантность и стойкость, уважение друг к другу.

Появились аферисты, изготавливающие фальшивые документы, подтверждающие болезнь или беременность

- Таких просьб очень много. Отбирать людей – огромная ответственность. К примеру, если есть 4 тысячи беременных женщин, а с первым рейсом могут улететь 350, то решить, кто из них поедет – очень сложно. Внесение в список, в первую очередь, связано с состоянием здоровья этого человека. Человек, составляющий список, это всё чувствует, пропускает через себя. И тогда появляется мысль – лишь бы только следующие по списку люди остались живы-здоровы до очередного рейса.

После объявления о том, что в первую очередь будут брать тяжело больных, инвалидов, в Telegram-боте все вдруг срочно «заболели». Если человек болен, ему следует предъявить документы, и насколько это правда, будет проверяться.

Нашлись и те, кто и здесь стал искать лазейку. Этим, естественно, пользуются аферисты. Бывали случаи изготовления фальшивых документов, подтверждающих болезнь, беременность. Но у нас ведь нет возможности делать всем рентген и проверять, действительно ли это так.

Почему номер телефона посольства постоянно занят?

- У нас есть внутренние телефоны. Кроме номеров штаба, есть также консульские номера. В штаб можно звонить из города, и этот номер используется также для внутренних звонков.

По телефону задают практически одни и те же вопросы: когда будет чартерный рейс, когда мы улетим, есть ли я в списке или нет? На сайте посольства, на страницах социальных сетей все эти сведения освещаются.

Веб-сайт: uzembassy.ru

Facebook:  @UzEmbassy­ru

Instagram:  @UzEmbassy­Russia

Если звонить по телефону и спрашивать, вам предоставят те же сведения, и ничего нового не скажут. Есть много желающих позвонить по телефону и спросить, услышав ответ лично от самих работников посольства.

Те, кто отправил свои данные, несомненно, занесены в список. На сайте и на страницах указано, какие категории людей отправляются в первую очередь. Если человек не входит в данную категорию, то, когда подойдёт его очередь, с ним свяжутся.

Конечно же, есть много таких жалоб. Откровенно говоря, сейчас все наши сотрудники только и делают, что отвечают на телефонные звонки. Нужно правильно понять ситуацию. Если мы своевременно ответим людям из категории действительно нуждающихся в помощи, будет целесообразнее. Есть и такие люди, которые говорят по телефону 10-15 минут. Даже если 100 человек позвонят и будут говорить по 5-6 минут, то уйдёт 600 минут – 10 часов.

Верно, это наша проблема, и мы её стараемся решить. Теперь, по следующим телефонным номерам в колл-центре будут отвечать 24 часа. У каждого телефона есть 5-6 каналов. Робот сообщит, на каком месте вы в очереди, и придётся немного подождать.

Телефонные номера колл-центра посольства Узбекистана в России:

+74992300076

+74992383620

В вывозе граждан отсюда заинтересовано прежде всего наше правительство, президент и посольство. Поэтому нужно немного потерпеть. С 12 мая в России началась работа на объектах строительства, в промышленных предприятиях. Здесь тоже сейчас не хватает рабочей силы. Молодые ребята могут этим воспользоваться. Если приложить капельку усилий, то работу найти можно.

Давайте поможем Узбекистану и нашему народу, оценив ситуацию в стране. Ведь всё это делается не просто так, требуется много ресурсов, задействовано множество работников в разных сферах. Разве сейчас не самое время проявить патриотизм? Это бедствие происходит во всём мире. Никто не был готов к такой ситуации.

«Призывы к поездке на границу с Казахстаном начались раньше»

- Призывы к поездке на границу России с Казахстаном начались немного ранее. Некоторые заинтересованные лица, «блогеры» в различных группах из социальных сетей начали убеждать людей выехать из России таким путём. Были разговоры в плане: давайте поедем на границу, побудем там дней 5, и нам откроют. А между тем, если ранее эти машины брали по 5-6 тысяч с каждого пассажира, то теперь они просят по 20-30 тысяч с человека. Я лично нашёл тех блогеров, кто к этому призывал, и поговорил с ними. Они поняли, и дали опровержение сказанному ранее.

Мы тоже сделали объявление на нашей странице в Facebook: не поддавайтесь провокациям. Но несмотря на это, люди туда поехали.

Собравшихся на границе пропустят только один раз в виде исключения

В данный момент эти сведения были переданы Министерству иностранных дел, республиканской специальной комиссии. Ведутся переговоры с правительством Казахстана. Наш посол пообщался с губернатором Оренбургской, Самарской областей, с первым заместителем министра внутренних дел России по вопросу обеспечения безопасности находящихся там граждан, предоставления им места для ночлега до решения проблемы. Губернатор Самары поставил там палатки для наших граждан, и обеспечил их горячим питанием.

Однако это не означает, что произошёл «разовый шантаж», и теперь границу откроют. Коронавирус тоже пройдёт, и не нужно думать только о себе. Следует не только требовать свои права, но и не забывать о своих законных обязанностях. Необходимо соблюдать требования пребывания в России.

По ситуации на границе многие были введены в заблуждение. Да, были три-четыре провокатора, но там есть и женщины с детьми, беременные, которых увезли обманным путём, пообещав, что доставят до места.

Об инициативе посольства «Мехр» (Добро). Смогут ли присоединиться к ней наши соотечественники-предприниматели?

- В посольстве открыт отдельный расчётный счёт. Все банковские реквизиты для перевода благотворительных пожертвований имеются на сайте. Там также указаны сведения о том, как попросить помощь, и о том, как пожертвовать средства на благотворительность.

Средства тоже не бесконечные, поэтому они выделяются людям с самым сложным положением. На сайте указано, каким категориям граждан выдаётся помощь.

К кому следует обращаться нашим соотечественникам из дальних регионов для получения помощи?

- Они могут обратиться через сайт. Всё это сделано в целях автоматизации процесса, поскольку у нас ресурсы тоже ограничены. К этой платформе подключены также 7 консульств Узбекистана, расположенные в разных регионах Российской Федерации. Туда можно обратиться по телефону и по электронной почте. Нет такого требования, что надо обязательно заходить на сайт. Если есть подтверждающие документы принадлежности к одной из указанных категорий, то следует предоставить их в посольство или консульство.

Вопрос билетов на отменённые постоянные рейсы

- Если у гражданина на руках есть билет на рейсы национальной авиакомпании Uzbekistan Airways – только этой компании, а не других – то билет на отменённые рейсы имеет силу в течение одного года. С таким билетом оттуда можно будет улететь.

Ввиду пандемии установлено, что эти билеты сохраняют свою силу в течение одного года, только нужно будет их перебронировать. Это только для билетов национальной авиакомпании. Если есть те, кто хочет остаться в России, то во всех областях имеются представительства национальной авиакомпании, и можно будет вернуть сумму, уплаченную за билет.

Появились мошенники, продающие фальшивые билеты на несуществующие чартерные рейсы

- Сегодняшняя цена билета на чартерные рейсы составляет 11 тысяч рублей, это минимальная цена. Раньше такой цены не было, она была снижена исходя из ситуации. Появились и мошенники. Мы предупреждаем граждан, чтобы они не поддавались обману тех, кто продаёт билеты на несуществующие рейсы.

Были даже такие ситуации, когда аферисты от имени посольства говорили: переведите деньги на номер этой банковской карты, такого-то числа будет рейс, и вы улетите. Мы предупредили об этом местные правоохранительные органы.

Кто бы это ни был, не верьте предложениям перевести деньги на банковскую карту. Билеты продаются только в кассах авиакомпании.

«Собираться возле посольства или консульства – нарушение правил карантина»

- У меня есть просьба к гражданам. В последнее время многие приходят к посольству, собираются перед консульствами в областях, и начинаются разговоры и требования отправить человека первым, предъявляются какие-то претензии.

Мы всегда готовы выслушать людей. Однако не следует забывать о том, что и в России сейчас пандемия. В это время существует требование о режиме самоизоляции, социальном дистанцировании 1,5 метров. В Москве выходят на улицу со специальным разрешением. И это не напрасно. Такие ограничения установлены, исходя из текущей ситуации. Мы знаем о таких случаях, когда граждане, которым был поставлен диагноз «коронавирус», с предписанием «Роспотребнадзора» о нахождении на домашней изоляции, приходили сюда, и стояли посреди других людей. Это вредит не только здоровью самого человека, но и остальных. А о скольких случаях мы не знаем?

Всю информацию можно получить онлайн

- Есть и те, кто оскорблял работников посольства. Мы готовы выслушивать и оскорбления. С таким условием мы поступили на работу. Бывали случаи, когда срывали объявления с номерами посольства для связи и другой информацией, бросали камни, оскорбляли. Есть видеозаписи об этом. Если действовать таким образом, то всё равно ничего не изменится. Не лучше ли взять себя в руки и остаться дома, хотя бы таким образом помогая нашему государству? Ведь можно получать информацию и дома.

Естественно, что скопление народа в одном месте без разрешения может привлечь внимание местных правоохранительных органов, патрулей, проверяется наличие разрешений, пропусков. Но нам и в голову не приходит вызывать полицию. Они выполняют свои обязанности. Все должны понимать друг друга. И об этом мы хотели бы попросить граждан. Ситуация обязательно наладится, и все уедут на Родину.

Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top