Узбекистан | 12:49 / 20.05.2020
5582
12 минут чтения

Учителя, не обременяющие госбюджет: кто спасет их в период карантина?

Пандемия заставила большинство государств пересмотреть свою бюджетную политику и уделить внимание первоочередным затратам при распределении средств, в особенности, в первое время. Прежде всего, в таких странах, как Узбекистан, где уровень жизни не настолько высок, это является очень важной и насущной задачей.

После периода пандемии необходимо будет не только оценить причинённый урон, как в экономическом, так и в социальном аспекте, но и создать эффективную систему для последующих лет, попытаться спасти важнейшие отрасли. Когда речь идёт об относительных преимуществах, следует ожидать, что возникнут ограничения в расходах на развлекательные, спортивные, различные общественные мероприятия, не играющие большой роли в экономической жизни страны.

Вместе с тем, отдельные сферы считаются относительно необходимыми. Такие отрасли могут частично взять на себя груз, который выпадет на долю государства в перспективе. Но для этого следует постараться сохранить их сегодня, в ближайшем будущем.

К примеру, общее среднее образование является обязательным для всех. Эту сферу стопроцентно взяло на себя государство, выделяющее значительную часть бюджетных средств в этом направлении. В сущности, в условиях Узбекистана немного неправильно то, что государство полностью обеспечивает образование – во-первых, как было сказано выше, наше благосостояние не настолько велико, во-вторых, даже в самых развитых государствах расходы в системе образования частично возлагаются на частные школы. Точнее говоря, родители обучают своих детей в частных школах за счёт своих собственных средств, и тем самым облегчают задачу государства.

Несложно заметить, что в Узбекистане эта сфера тоже стала развиваться за последние годы. В столице, областных центрах, городах начали деятельность частные средние школы. В таких частных школах, предоставляющих более качественное образование и инфраструктуру в сравнении с бюджетными школами, месячная стоимость обучения составляет от 200-300 тысяч сумов до нескольких миллионов. Таким образом, родители, исходя из своих финансовых возможностей, отдав ребёнка в ту или иную частную школу, уменьшают нагрузку бюджетных школ.

То есть, отец, отдав деньги на платное образование, обучает ребёнка за свой счёт. На самом деле, не следует забывать о том, что бюджетные школы тоже не являются бесплатными учебными заведениями, бюджет их финансирования состоит из средств тех же родителей, скажем, за счёт уплаченных налогов. То есть, получается, что отец для обучения своего ребёнка заплатил деньги государству через налоги. Но тем не менее, для более качественного образования, он совершает ещё одну плату и отдаёт ребёнка в частную школу.

В этой системе есть много преимуществ: во-первых, государство частично освобождается от необходимости создания достаточного количества мест и условий для обучения детей. Во-вторых, по причине того, что заработная плата учителей образуется именно из родительских денег, уже не нужно выплачивать им зарплату из бюджета. В-третьих, создаётся дополнительная экономика, частные школы, вместо того чтобы брать деньги на обучение у государства, напротив, выплачивают государству деньги в виде налогов. В-четвёртых, будет создана дополнительная конкуренция для бюджетных школ, будут устранены различные административные преграды, повысится качество образования. Можно привести ещё несколько таких примеров, одним словом, частное образование, безусловно, может быть очень эффективным в нашей стране, как с экономической, так и с социальной точки зрения.

Теперь бросим взгляд на сегодняшнюю ситуацию в условиях пандемии. Хотя Министерство народного образования и закрыло школы, и действует только онлайн-система, заработные платы учителям выплачиваются. Конечно же нет никаких претензий к учителям, которые прилагают все усилия для выполнения своих обязанностей онлайн, несмотря на все неудобства.

Однако частные школы, финансируемые не за счёт бюджета, а из родительских средств, столкнулись с большими трудностями. Естественно, что, когда ребёнок сидит дома и обучается только по телевизору или с помощью онлайн-уроков, родители не желают платить частным школам. Потому что сейчас условия частных и бюджетных школ равны – зачем платить деньги? Это можно понять.

В свою очередь, руководители частных школ тоже остались без доходов, и, конечно же, они не в состоянии выплачивать из своего кармана ежемесячную заработную плату в размере нескольких десятков или сотен миллионов. Кто-то, возможно, организовал какие-либо минимальные заработные платы, или материальную помощь для защиты своего персонала, но ведь не все так поступили. И до каких пор так будет? Их тоже можно понять.

Кроме того, можно понять и учителей частных школ. Они остались без зарплаты как минимум до сентября. Мы, конечно, можем пожелать, чтобы они работали, взывая к их самоотверженности и преданности образованию, но не можем этого потребовать. И просто несправедливо будет ожидать, что они бесплатно будут вести онлайн-уроки, давать задания, оценивать учеников, вести документацию, писать конспекты. Само собой разумеется, качество образования тоже снизится.

Учитывая всё это, вы можете себе представить, в каком положении оказались сейчас учителя частных школ. Такая ситуация не только может создать проблемы в сегодняшний период пандемии, но и повлечь за собой отставание на несколько шагов системы, которая может быть весьма эффективной в будущем.

Подумайте, ведь учителя частных школ теперь не чувствуют себя социально защищёнными, в отличии от учителей бюджетных школ, и кто знает, может быть со следующего года они примутся за поиски другой работы. Для удержания учителей владельцам частных школ придётся предлагать им дополнительные условия, и возможно, эта сфера не будет приносить никакой прибыли с экономической точки зрения. А если количество частных школ уменьшится, и они не будут развиваться, то все тяготы образования опять лягут на плечи государства. Само собой разумеется, бюджетные расходы повысятся.

Поэтому государству сегодня следует уделить внимание частным школам и по возможности попытаться сохранить эту сферу.

Верно говорят, когда крыша протекает, все остальные проблемы кажутся второстепенными. Ведь и без того есть много направлений, где требуется непосредственное оказание помощи. Однако, как было сказано, очень важно сохранить сферы, которые будут служить опорой для государства в будущем. К примеру, такие монопольные сферы, как машиностроение, авиация и железные дороги, несомненно, и сами смогут встать на ноги – есть и спрос, и предложение. Однако в сфере частного образования спрос может пропасть, и, возможно, через несколько лет мы расстанемся с этой эффективной сферой.

Когда я попросил прокомментировать ситуацию руководителя одной из частных школ, осуществлявшей свою деятельность в течение нескольких лет, он сказал следующее:

«Нам сейчас очень трудно. Когда мы отдали инициативу на усмотрение родителей, возникли разные мнения. Кто-то всё правильно понял и согласился частично оплатить. Некоторые не захотели платить, и сказали, что могут помогать учителям. Нашлись и те, кто сказал: до этого вы получили хорошую прибыль, и если несколько месяцев поживёте за счёт этой прибыли, ничего не случится. В такой ситуации невозможно угодить всем, по этой причине мы попросили родителей не вмешиваться, и запретили платить и нам, и отдельно учителям. Теперь мы за собственный счёт, пусть и не в таком размере как раньше, но стараемся выплачивать учителям минимальную зарплату по миллиону-полтора. Естественно, и мы, и учителя в доходе теряем».

Настоящая ситуация является несправедливой в отношении учащихся в системе частного образования и их родителей. Обратите внимание на следующий рисунок:

Если мы уберём в сторону посторонние факторы, и примем во внимание то, что школы финансируются за счёт налогов, эти средства собираются со всех. А именно, родители детей, обучающихся как в бюджетных, так и в частных школах, финансируют бюджетные школы путём уплаты налогов. Иначе говоря, родители второй категории уже заплатили деньги государству за обучение ребёнка. А в частных школах деньги тратятся на дополнительное качество. Тем самым происходит возмещение определённых расходов государства.

Просить родителей продолжать оплачивать обучение в частной школе в сегодняшних онлайн-условиях – просто нелогично.

Следует также обратить внимание вот на какой факт. Не следует думать, что в частных школах с хорошими условиями обучаются только дети богатых предпринимателей. Если мы посмотрим на центры, то, конечно, создастся такое впечатление, но ведь есть и частные школы с небольшой оплатой, которые обычно платят аренду.

Родители вынуждены отдавать своих детей в такие школы не ради излишней роскоши, а для получения нормального образования. Не секрет, что даже среди бюджетных школ разница в качестве бросается в глаза. Если вы помните, возникали проблемы с территориальным распределением в лучшие школы, и министру народного образования Шерзоду Шерматову пришлось вмешаться в ситуацию. Значит, следует учитывать естественное возникновение частных школ в противовес некачественному бесплатному образованию.

Теперь, когда частные школы остались без доходов, почему должны страдать их ученики? Почему учитель, обучающий этих детей, должен оставаться без зарплаты?

Если сейчас государство не выплатит им двух-трёхмесячную зарплату, и это завтра приведёт к потере определённой части частных школ, то всё равно этими учениками придётся заниматься государству. Потом нужно будет выплачивать учителям дополнительную зарплату уже в течение не нескольких месяцев, а нескольких лет. И если поразмыслить не только с социальной, но и с рациональной точки зрения, то сохранение частных школ может принести пользу государству.

На мой взгляд, государству в этих условиях следует относиться к частным школам также, как и к бюджетным, и хотя бы возместить из государственного бюджета зарплаты учителей (по обычной шкале для школьных учителей) в период карантина.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Кахрамон Асланов

Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.

Новости по теме