12:56 / 27.05.2020
3228
«Узбекнефтегаз» предложил увеличить акцизную ставку на импорт бензина в 4 раза. Комментарий заместителя председателя компании

В очередном онлайн-интервью Kun.uz заместитель председателя правления АО «Узбекнефтегаз» Улугбек Ашуров прокомментировал несколько вопросов, вызвавших бурю обсуждений.

В социальных сетях распространилось фото документа «Узнефтегаз», предлагающего повысить акциз на импортируемый бензин марок АИ-80, АИ-91 и АИ-92, с 5 до 20 процентов.

В письме, адресованном Министерству энергетики за подписью заместителя председателя правления общества Улугбека Ашурова, говорится, что «целесообразно» будет пересмотреть акцизный налог на некоторые виды импортируемых готовых нефтепродуктов.

Эта мера обосновывается такими доводами, как «обеспечение потребителей республики нефтепродуктами по приемлемым ценам путём сокращения импортных расходов» и «интенсификация производства нефтепродуктов на территории республики».

Улугбек Ашуров в интервью с Kun.uz подтвердил подлинность этого документа.

«Документ подлинный. АО «Узбекнефтегаз» 7 мая обратилось с таким предложением к Министерству энергетики. Эти предложения подготовлены, в первую очередь, исходя из положения на рынке в данный момент.

Вспышка пандемии во всём мире оказывает воздействие на все сферы, в том числе, на рынки нефти и торговлю нефтепродуктами.

Откровенно говоря, в настоящих условиях государствами вводятся многие ограничения на импортируемую продукцию в целях защиты своих потребителей.

К примеру, несмотря на то, что Российская Федерация является крупнейшим нефтедобывающим государством мира, там были приняты постановления об ограничении импорта готовых нефтепродуктов в целях защиты внутреннего рынка. Эти постановления имеют временный характер.

Мы также выдвинули предложение об отмене акцизного налога, введенного на ввоз сырья для нефтепродуктов. Таким образом предусмотрено стимулирование импорта нефтепродуктов в виде сырья и производства готовой продукции в Узбекистане» - говорит заместитель председателя «Узнефтегаз».

Фото: Узбекнефтегаз

- Согласно документу, предлагается увеличить акцизный налог на импортируемые в Узбекистан марки бензина АИ-80, АИ-91 и АИ-92 с 5 до 20 процентов. Почему вы пришли к такому решению?

- Действительно, мы предложили повысить акцизный налог, установленный на импорт готовых нефтепродуктов. Это предложение подготовлено исходя из ситуации во всём мире.

Как я уже сказал ранее, сейчас многие государства принимают некоторые меры по защите своего внутреннего рынка, местных производителей. Выше было сказано и о мерах, принимаемых в России. Точно так же в соседнем государстве – Казахстане, также с 1 апреля введены ограничения на импорт готовых нефтепродуктов.

Почему Россия и Казахстан ввели такие ограничения? Это в первую очередь направлено на защиту местных производителей.

Есть и вторая сторона вопроса, согласно которой эти меры принимаются в целях поддержки экспорта. В том числе, в России экспортная пошлина, установленная для автобензина и дизельного топлива, снижена с 15,6 до 2 долларов. Если в Казахстане до того момента за каждую импортируемую тону нефти (сырьё) уплачивалась пошлина в размере 40 долларов, то с мая эта таможенная пошлина отменена.

В целях защиты местных потребителей мы тоже в свою очередь в качестве предложения подготовили письмо, распространившееся в социальных сетях. Это пока только предложение. Окончательное решение будет приниматься Министерством энергетики, Кабинетом Министров и другими вышестоящими организациями.

До прихода к единому соглашению вопрос будет всесторонне изучен, все выскажут своё мнение. В этом процессе могут учесть предложения АО «Узбекнефтегаз», а могут и не учесть. Мы подготовили данные предложения в интересах производителей и исходя из рыночной конъюнктуры на данный момент.

Во время пандемии резко сократилось потребление нефтепродуктов. В том числе, и в Узбекистане. К примеру, если до пандемии в нашей республике производилось в среднем 2,5 тысячи тонн автобензина в сутки, то теперь этот показатель снизился до тысячи тонн.

Точно также потребление дизельного топлива снизилось в 2-3 раза. Это в свою очередь воздействует на рынок.

- Что даст потребителям Узбекистана повышение налоговых ставок на импортируемые нефтепродукты? Есть ли от этого какая-то польза населению?

- Очень уместный вопрос. Здесь есть две стороны. Как я говорил ранее, мы в первую очередь предложили отмену акцизного налога на нефтепродукцию в виде сырья. Это приведёт к сокращению себестоимости производимого в Узбекистане бензина и готовых нефтепродуктов.

Вторая сторона заключается в том, что чем больше объём производства, тем ниже себестоимость. Те, кто об этом услышат, могут спросить, почему эти предложения выдвигает монопольная организация. На это следует сказать, что АО «Узбекнефтегаз» не является монополией на этом рынке. После принятия постановления президента №4664 в данный момент все готовые нефтепродукты реализуются на биржевых торгах.

Прежде всего мы являемся сторонниками конкуренции на рынке. За счёт этого стоимость бензина с 4500 сумов снизилась до 4000 сумов. Это не АО «Узбекнефтегаз» установило такую цену, а просто сработали рыночные механизмы.

Недавно я сам увидел в Андижанской, Ферганской и Наманганской областях, что несмотря на то, что на АЗС при АО «Узбекнефтегаз» была установлена цена на бензин марки АИ-80 в 4000 сумов, на многих частных «заправках» бензин этой марки продавался по 3700-3800 сумов.

Это является подтверждением функционирования рыночных механизмов. Данные вопросы рассматриваются не только в отношении бензина, но и дизельного топлива.

У нас есть своя стратегия по максимальной поставке качественных и дешёвых нефтепродуктов, чтобы не потерять своё место на рынке. Сейчас в нефтегазовых предприятиях нашей системы налажено производство не только бензина марки АИ-80, но и АИ-92 и АИ-95. Таким образом мы намереваемся найти своё место на рынке высококачественного бензина.

Улугбек Ашуров ответил и на ряд других вопросов. Полную версию интервью можно увидеть на канале Kun.uz в YouTube.

Беседовал Жамшид Ниёзов,

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.

Top