Пришло время принимать жесткие меры: Мирзиёев поручил сократить количество предприятий-монополистов
28 мая президент Узбекистана провел совещание, посвященное обсуждению приоритетных задач в обеспечении конкурентной среды в экономике и защите прав потребителей.
В ходе совещания глава государства подчеркнул, что в процессе перехода Узбекистана к рыночной экономике вопрос конкуренции имеет принципиальное значение.
«Меня постоянно волнует вопрос: способны ли наши предприятия выдерживать конкуренцию извне? Может ли их продукция соперничать со своим аналогом, ввезенным из-за рубежа? Если нам удастся снизить себестоимость своей продукции и, соответственно, конечную цену, внешние поставщики сами будут забирать его у нас», – сказал президент.
Сегодня за 245 предприятиями сохраняется статус монополиста на рынке 31 группы товаров и 82 видов услуг. Однако 70 предприятий по 19 видам товаров и услуг, на рынке которых уже сформировалась конкурентная среда, можно исключить из реестра монополистов.
«Не будет конкуренции – не будет качества, цены не снизятся. Времена меняются, но монопольные предприятия – нет. С ними нам не по пути. Пришло время принимать жесткие меры. Для нас это вопрос жизни и смерти экономики. Если руководители будут отвечать требованиям, продолжат работу, если нет – уйдут», – заявил президент.
В связи с этим на совещании поставлена задача пересмотреть подход к определению монопольного положения предприятий на рынке, утвердить «дорожную карту», направленную на резкое сокращение перечня монопольных товаров.
«Мы должны изучить мировой опыт и сформировать свой курс. У нас должно быть единое видение касательно демонополизации, обеспечения конкуренции, защиты прав потребителей», – отметил Мирзиёев.
Подчеркнута важность внедрения системы антимонопольного комплаенса на предприятиях с государственной долей, проведения до конца года обучения руководителей основам конкуренции и комплаенсу с участием Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
«Когда мы будем готовы к конкуренции? Когда будут к этому готовы наши сферы и отрасли. Сферы будут готовы, если будут специалисты. Наше самое уязвимое место – не хватает квалифицированных специалистов, нет стандартов. Поэтому мы должны выстраивать эту работу практически с самого начала», – подчеркнул президент.
Указано на необходимость создания абсолютно новой системы по развитию конкуренции и противодействию монополиям. Дано указание организовать в системе высшего образования отдельный факультет по направлению развития конкуренции, наладить дневную и заочную формы обучения, ввести новые предметы и академические часы.
Поставлена задача организовать в высшей школе бизнеса и предпринимательства краткосрочные курсы по развитию конкуренции для руководителей предприятий-монополистов и хокимов, привлечь к учебному процессу экспертов и профессоров по линии международных финансовых организаций.
Также отмечена важность налаживания на базе Ташкентского юридического университета курсов повышения квалификации судей в целях рассмотрения споров в сфере конкуренции, специализации судей на этом направлении и организации отдельной судебной коллегии.
Затронут и вопрос эффективного использования экономических льгот.
К примеру, в 23 масложировых предприятиях, которые получили льготы, не было создано достаточно новых рабочих мест. Напротив, в результате создания конкурентной среды в отраслях птицеводства и рыбоводства заготовка птичьего мяса за последние четыре года увеличилась со 100 тысяч до 205 тысяч тонн, а рыбы – с 65 тысяч до 122 тысяч тонн.
«Ощущаются результаты демонополизации птицеводческой и рыбоводческой отраслей. Предприниматели почувствовали свободу и конкурируют. Необходимо производить товары и услуги, цена и качество которых отвечают запросам рынка. Если будет конкуренция, население получит возможность выбора, вырастет их покупательная способность, люди будут довольны», – сказал президент.
Подробно проанализирована работа в сфере защиты прав потребителей.
«Много говорится о защите прав потребителей, но на практике отсутствует слаженная система. Нет благоприятной для этого среды, нет соответствующих знаний, не ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации», – сказал глава государства.
Из более чем 11 тысяч жалоб потребителей, поступивших в Агентство по защите прав потребителей в прошлом году, 50 процентов касались коммунальных услуг и транспорта, 25 процентов – торговли, остальные 25 процентов – коммуникаций, финансовых услуг и других.
«Основная причина заключается в том, что монопольные предприятия работают по внутренним актам, которые преследуют больше собственные интересы, чем интересы потребителей. Подчеркнута важность расширения полномочий Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете», - отметили в пресс-службе.
Кроме того, даны указания по подготовке проекта постановления о коренном совершенствовании деятельности Антимонопольного комитета исходя из задач, поставленных на совещании.
Поручено рассмотреть вопрос об установлении подотчетности комитета перед Олий Мажлисом – высшим органом представительной власти, напрямую защищающим интересы потребителей.
Новости по теме
14:43 / 26.10.2024
Комитет по конкуренции признал монопольное положение Yandex Go на рынке
09:36 / 06.08.2024
В Узбекистане ликвидируют 17 видов госмонополий
18:37 / 23.03.2024
«Ограничение выбора откроет путь к монополии» – представители общественности об ограничении импорта BYD
20:17 / 09.11.2023