Узбекистан | 21:08 / 19.06.2020
3313
7 минут чтения

Сарвар Бобохужаев: «Большинство иностранных преподавателей президентских школ в период карантина остались в Узбекистане и давали уроки»

Директор агентства по развитию президентских, творческих и специализированных школ Сарвар Бобохужаев в беседе с корреспондентом Kun.uz рассказал о влиянии пандемии на сферу образования, о причине переноса экзаменов на следующий год и о намеченных планах.

- Сообщалось, что по причине эпидемиологической ситуации в стране экзамены в президентские школы были перенесены. Разве нельзя было провести их онлайн или найти какой-то другой альтернативный вариант?

- Агентство начало свою деятельность в сентябре прошлого года. С этого времени открылись 4 президентских школы в Ташкенте, Нукусе, Намангане и Хиве. Основным критерием для организации экзаменов в эти школы является прозрачность. К процессу проведения экзаменов привлекаются иностранные квалифицированные специалисты.

Во время приёма в прошлом году подали документы более 28 тысяч претендентов, желающих обучаться в президентских школах. И мы отобрали для каждой из 4 школ по 144 ученика.

В среднем, на одно место в президентской школе города Ташкента приходилось 49 соискателей. В Наманганской области этот показатель был ещё выше: 120 человек на место.

После этих экзаменов не прекратилось сотрудничество с международными организациями, в частности, с организацией Cambridge assessment.

Пандемия оказала негативное воздействие не только на Узбекистан, но и на весь мир. Никто не знает, когда она закончится. Деятельность специализированной организации Cambridge assessment по проведению тестовых испытаний в более 120 странах прекратилась по этой причине. Поэтому мы не можем планировать конкретные даты экзаменов. Ещё раз подчеркну, что первый критерий экзаменов – это прозрачность.

Мы уже думали над тем, чтобы провести экзамен онлайн. Но пока что в достаточной мере не исследовано, как провести справедливый экзамен в таком формате.

К примеру, прошлогодние экзамены были организованы в павильонах с большой вместимостью, и в каждом из них участвовало около 1000 претендентов. За каждым из них были закреплены наблюдатели, кроме того, на экзамены пригласили журналистов и блогеров.

Родители также имели возможность наблюдать за ходом экзаменов с помощью приборов видеонаблюдения. Исходя из всего этого, хочу сказать, что, вероятно, можно организовать экзамены онлайн для небольшого количества участников, но с таким огромным количеством желающих обучаться в президентской школе провести экзамены онлайн будет сложно.

Сарвар Бобохужаев

Основная причина заключается в том, что неизвестны даты проведения экзамена организацией Cambridge assessment.

Однако, в условиях пандемии иностранные и местные учителя постоянно общались онлайн с учащимися президентских школ, занятия продолжались. Сейчас в этих школах работает около 40 иностранных учителей. Большинство из них в период карантина остались в Узбекистане и продолжили проведение уроков на платформах Google Classroom и Moodle.

- В текущем году планировалось открытие президентских школ в пяти регионах – в Бухарской, Джизакской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ферганской областях. В этом году экзамены проводиться не будут, и по этой причине их приём перенесли на следующий год. А как насчёт строительных процессов, они тоже будут отложены?

- Нет. Это никак не повлияет на сроки строительства. В каждой области, где планировалось открыть президентские школы, строительство продолжается. Соответствующими организациями и агентствами осуществляется контроль.

Кроме того, в зависимости от ситуации с пандемией, на следующий год, возможно, экзамены будут проведены досрочно.

- Говорилось, что президентские школы должны выполнять задачу локомотива для других школ. Когда начнут применять накопленный ими опыт в других общеобразовательных школах? Какая работа осуществляется в этом году для популяризации накопленного опыта, формированию кадрового состава из местного населения?

- Я уже говорил о том, что на данный момент в президентских школах работает около 40 иностранных учителей. Если говорить на примере города Ташкента, то каждый из них закреплён за местными общеобразовательными школами, они проводят там уроки мастерства.

Сейчас Министерство народного образования работает над новым проектом, предусматривающим повышение квалификации учителей.

Кроме того, Министерством народного образования представлен проект «онлайн-школы» во время пандемии. Там занятия ведут 60-70 наших местных учителей. Это тоже хорошее средство для обмена опытом.

Сейчас в президентских школах используются учебники таких авторитетных издательств, как Cambridge publishing, Oxford publishing. Конечно, в других школах тоже могут пользоваться этими книгами.

Постоянно ведётся работа по взаимному обмену учебниками, методическим опытом. Сейчас, в летний период, самое время для таких дел. Поскольку, учебный год в школах при Министерстве народного образования заканчивается в мае. А в президентских школах занятия продолжаются и в июне. Теперь можно будет работать в сотрудничестве с находящимися в Узбекистане иностранными учителями, которые окончили свои занятия.

В дальнейшем планируется сделать президентские школы опорными для образования в данном регионе.

- Агентство работает не только с президентскими школами, но и со специализированными и творческими школами. Учебники – это сейчас самый болезненный вопрос в системе образования Узбекистана. Если в президентских школах используются различные апробированные издания иностранных издательств, то какова ситуация в специализированных и творческих школах?

- Было принято особое постановление правительства по развитию президентских и творческих школ. Согласно этому постановлению, было дано поручение по разработке новых учебников для творческих школ. Сейчас в этом направлении ведётся работа в сотрудничестве с Университетом узбекского языка и литературы, и учебники начали разрабатываться.

В специализированных школах также действует практика использования иностранных изданий и лучших учебников местных специалистов. В этом направлении также осуществляется работа.

- Количество мест в президентских, творческих и специализированных школах ограничено. Есть ли возможность построить дополнительные здания для этих школ и увеличить охват другими способами?

- Все должны понять одну вещь: в президентских, творческих и специализированных школах обучается ограниченное число детей, но предусматривается, что накопленный опыт будет популяризироваться во всех школах системы народного образования. Ведётся работа не только по повышению количества президентских школ, но и по проведению апробации различных методов, по изучению разнообразных подходов с применением нескольких учебников.

Кроме того, в системе народного образования также строятся новые школы. Планируется установление с ними сотрудничества и внедрение накопленного положительного опыта.

Полную версию беседы можно посмотреть на видео.

Беседовал Жамшид Ниёзов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме