«Не на что купить продукты детям»: некоторые медсёстры и врачи из Самарканда не получают зарплату в течение семи месяцев
В нашу редакцию обратились лечащие врачи и технические работники государственного унитарного предприятия стоматологической поликлиники города Самарканда.
«Медсёстры и санитарки из нашей поликлиники не получают зарплату уже семь месяцев. У всех есть семьи, дети. Каждый день приходим на работу с надеждой «может, сегодня дадут зарплату», и вот теперь стало совсем невмоготу. Много раз обращались к руководителю поликлиники, как в устном, так и в письменном виде. Однако, директор, вместо того, чтобы решить эту проблему, угрожает нам проведением внеочередной аттестации и последующим увольнением, или сокращением рабочих мест...»
Когда мы отправились в поликлинику для изучения ситуации, несколько врачей сообщили нам, что зарплата «немножечко» задерживается, а медсёстры и санитарки сказали, что «их терпение уже лопнуло».
В ходе изучения выяснилось, что врачи в последний раз получали зарплату в августе 2019 года, а медсёстры и санитарки – в октябре.
В организации трудятся всего 154 человека, из них 43 врача, 25 медсестёр, 39 технических работников, 11 санитарок, а остальные – административные работники. Все в последний раз получали зарплату в 2019 году. Только один-два сотрудника, обратившиеся в вышестоящие инстанции, смогли «выбить» свои деньги.
Группа медсестёр и уборщиц рассказали нам о проблеме.
Мухаббат Муродова: «Я работаю в этом учреждении уже пять лет. Моя зарплата – миллион сумов. В последний раз получила зарплату в октябре прошлого года. В последние месяцы, особенно в период карантина, было очень трудно. Я - единственный кормилец в семье. 36 человек, также как и я, не получили зарплату. В период карантина нас всех отправили в отпуск за свой счёт.
Феруза Ахмедова: Все мы в таком положении, работаем без зарплаты. Дома тоже удивляются. В марте я получила зарплату за декабрь. Я обращалась в виртуальную приёмную президента, но мне выплатили только зарплату за один-два месяца, и всё.
Женщина, представившаяся как Нодира: В последний раз я получила зарплату за октябрь в размере 864 тысячи сумов. В семье работаю только я. Иногда врачи-коллеги помогают мне материально за свой счёт. Вот уже три дня не готовлю ничего дома, потому что продукты купить не на что. Дочка плачет, говорит: «Принесите что-нибудь, я кушать хочу». Прихожу на работу со слезами на глазах, но зарплату получить не могу. Куда, к кому обращаться?
Ещё несколько сотрудников подтвердили эти слова, и сказали: «мы-то ладно, у нас дома есть кормильцы, но руководство по совести могло бы и выдать зарплату вовремя хотя бы людям с тяжёлыми условиями».
Ситуацию прокомментировал руководитель учреждения Сулаймон Исроилов.
«Эта проблема была и раньше, сотрудники получали зарплату не полностью, а частично. Мы ведём свою деятельность по хозрасчёту. Зарплата выдаётся из средств, оставшихся после уплаты налогов, коммунальных выплат. Сейчас количество пациентов резко сократилось, поэтому и возникла такая проблема. Мы постепенно «закрываем» свои долги. Раньше организация финансировалась государственным бюджетом, а с 2014 года перешла на самофинансирование. Мы не вправе сокращать рабочие места, а восстановление нашего финансового положения зависит только от увеличения количества пациентов» - говорит он.
Интересно, если бы в какой-то частной клинике имелись такие крупные здания и сооружения, потенциал, то представьте, как бы она «раскрутилась». Так почему же в этом учреждении пациентов мало, и поступление средств низкое, хотя тут цены ниже по сравнению с частными клиниками? Понять очень сложно. К сожалению, в учреждении нет никакого конкретного плана по преодолению этой ситуации, по оздоровлению финансового положения. Просто сидят и «ждут у моря погоды», что всё у них наладится, когда увеличится количество пациентов.
Сотрудники говорят, что эта проблема обострилась за последние два года. Если сравнить, в первом квартале 2019 года поступление было 205 миллионов сумов, а за тот же период текущего года – 183 миллиона сумов. Интересно, план средств, которые каждый врач должен сдавать ежемесячно, составляет 2 миллиона 600 тысяч сумов, но большинство врачей этот план не выполнили. Таким образом, в первом квартале, вместо 231 миллиона сумов поступило 183 миллиона сумов. Получается, что один врач (с медсестрой) за месяц не может оказать услуги пациентам на 2,6 миллиона сумов?
По положению, зарплата врачей выплачивается в размере 24 процентов от поступивших средств. И как до сих пор работают врачи, не получающие зарплату уже почти год?
Откровенно говоря, врачи особо не жаловались на то, что не получают зарплату (наверное, на то есть причина). Но просто бессовестно будет не подумать о медсёстрах и санитарках, которым совсем не на что жить.
Обратим внимание на один факт. Сотрудники, годами не получающие зарплату, хотя бы раз обращались в письменном виде в областное управление здравоохранения Самаркандской области, в вышестоящие организации? Знают ли другие о том, что сотрудники сидят без зарплаты? К сожалению, руководитель поликлиники не смог нам внятно ответить на этот вопрос. Так если средств, ежедневно сдаваемых сотрудниками стоматологии, не хватает им самим на заработную плату, зачем нужно держать столько сотрудников? Вообще, хоть кто-то задумался о завтрашнем дне сотрудников, о том, что организация на хозрасчёте, и люди годами не получают зарплату?
Ещё один момент: медсёстры и санитарки рассказали, что они не получают зарплату, но ни разу не оставались без дела, постоянно работали. Отговорка о значительно сократившемся потоке клиентов их тоже поражает.
В конце статьи хотелось бы задать вопрос руководству поликлиники и всем ответственным лицам в этой системе: вы уверены, что сотрудники, работающие без зарплаты, не пойдут по кривой дорожке, чтобы найти деньги на хлеб?
Анвар Мустафокулов, Исомиддин Пулатов,
корреспонденты Kun.uz
Джахонгир Алибоев, оператор
перевод: Анастасия Ткачёва