10:08 / 26.07.2020
4959

Образ жизни женщины, неизменный в веках. Соображения о гендерном равенстве

Фото : KUN.UZ

«Если ты дашь образование мальчику, то дашь образование одному человеку.
Если ты дашь образование девочке, то дашь образование всему народу»

(Абдулхамид ибн Бодис)

Вот уже несколько месяцев я общаюсь с разными женщинами и девушками, записываю их мысли, переживания, проблемы в форме жизненных историй. Послушав об их тревогах, боли, ответственности, взваленной на хрупкие плечи, можно прийти к одному выводу: наше общество переместило интересы женщин на самую последнюю ступень.

Конечно, какая-то работа ведется, но данный вопрос всё же не рассматривался правительством всесторонне и глубоко. У женщин на местах есть масса проблем, но для их решения нужны целостные меры, и, конечно, соответствующая воля. А произносимыми словами, вроде: «повышение роли женщин в обществе», «обеспечение достойной работой и жильём» не решить корень проблемы.

Желания женщины – на последнем месте

Если поинтересоваться горестями женщин, пребывающих в нужде, то всех их подтолкнула к такой жизни лишь одна причина – соответствующее воспитание в семье.

К сожалению, девушек учат быть терпеливыми, скромными, хозяйственными, но не учат тому, как обеспечить свою экономическую самостоятельность при осуществлении важного жизненного выбора (выбор супруга, профессии и др.). Узбекское воспитание построено на стереотипах: «Женщина слаба, после замужества её будет содержать супруг».

«2010 год... Мне только что исполнилось 19. Я младшая дочь в семье. Была избалованной, капризной девочкой. Когда я подросла, начали приходить сваты, но я под разными отговорками отказывала женихам. Однажды на рынке я встретила родственницу, которая сказала, что нашла мне жениха. Сказала, что нам нужно встретиться и пообщаться. Я пошла на свидание... Через три месяца пришли сваты от того парня. Отец сказал мне: «Я сам решил, за кого отдать замуж двух дочерей, и с тобой будет так же». Мы снова встретилась с женихом. Он в открытую сказал: «Мне нужна не жена, а работница». У нас много земли, а мама уже в возрасте, работать не может». Я пришла домой, и сказала маме, что не хочу выходить за него, но это никого не интересовало. Я не смогла пойти против воли родителей, и согласилась. Через 10 дней была помолвка, потом – большая свадьба» - Гульмира Кушокова, 29 лет

«Я вышла замуж в 2009 году. Изначально я была против, так как после помолвки узнала, что у мужа плохо двигается рука. Услышала, что он в детстве упал с дерева. По этой причине одна его рука не двигается. Узнав об этом, я сказала родителям. Но они не отменили свадьбу, боялись, как бы люди чего не сказали» - Мехринисо Бахромова, 39 лет.

«Мы поженились в 1993 году. Сначала всё было хорошо. В городе у нас был свой дом. Жили дружно, муж хорошо зарабатывал. Он был бухгалтером в одной организации. Через два года родился сын. Потом два раза были выкидыши. Вернее, я сделала аборт, потому что была угроза выкидыша. Муж заставил отказаться от беременности, говоря: у тебя маленький ребёнок, зачем нам ещё дети сейчас. Пошла к врачу, и мне сказали, что есть риск выкидыша. Муж даже не посоветовался со мной. В то время я и не знала, что это аборт. Если б знала, то никогда бы этого не сделала... Муж был таким человеком, что никогда со мной ни о чём не советовался, делал всё на своё усмотрение. Мы никогда не общались по душам. Спрошу его о работе, он резко отвечал, не твоё дело. Я даже не знала, где он работает, потому что, хотя мы были супругами, но жили как будто на двух разных полюсах. Он смотрел на меня, как на вещь» - Азиза Ганиева, 47 лет.

«У них нет возможности выбора»

Журналист Азиза Курбонова в своём Telegram канале остановилась на некоторых вопросах и проблемах девушек и женщин.

«Можно сказать, что большинство из них не имеют возможности выбора. Многие девушки не могут самостоятельно выбрать себе ни профессию, ни в какой кружок им ходить, ни какому ремеслу учиться, ни за кого замуж выходить.

Когда они хотят учиться, то им говорят, что нужно выходить замуж. Когда хотят выйти замуж, за них выбирают, за кого. Когда они хотят работать, мужья выбирают им работу. Когда собираются рожать, от них требуют, чтобы был мальчик. Но ведь люди сами не могут решить, кто у них родится, мальчик или девочка.

Их выбор всегда под вопросом. Особого разнообразия нет, учатся или в медицинском, или в педагогическом вузе. А может, она хорошо рисует, может, из неё выйдет хороший программист, банкир? Многие родители об этом и не думают, да и сами девушки не могут собраться с силами рассказать об этом окружающим.

Многие наши девушки выходят замуж за человека, которого толком не знают, и видели раза два-три в жизни, «ведутся» на несколько блестящих платьев и обещанные «золотые горы» сватов. Прежде всего, за девушек решают родители. А потом муж. Ещё есть свекровь. Потом дети.

Если они выбирают, то всегда нужно выбирать одно из двух. К примеру, женщине приходится выбирать между семьёй и карьерой. А почему? Потому что работодатели не рассматривают женщину как сотрудника с потенциальным ростом, который может подняться по социальной лестнице. Часто, чтобы сделать карьеру, нужно работать допоздна, а семейные женщины, в основном, не могут: муж не разрешает, детей жалко, так она соглашается со статусом среднего работника.

Если же очень талантливые женщины добьются того, что будут работать там, где захотят, им всё равно придётся выбирать одно из двух. Если бы сегодня в наших организациях беспрекословно соблюдался Трудовой кодекс, то, по-моему, большинство наших уважаемых мужчин разрешили бы женщине работать.

Я, конечно, всегда поддерживаю тех, кто выбирает семью. Это вложение в будущее. Но нужно это делать по собственному желанию.

Женщина, морально не удовлетворённая, и пожертвовавшая собой ради семьи, часто бывает нервной, и срывается на муже и детях. Она не может быть экономически самостоятельной. И это тоже становится причиной частых семейных конфликтов. Бывает и другой выбор. Скажем, доверие женщины к семье может быть подорвано. Ей говорят: хочешь, терпи, а не хочешь, «скатертью дорога», причём знают, что она зависима со всех сторон, и одна детей не потянет. В большинстве случаев женщина выбирает терпение и остаётся. И она каждый день живет с этим своим выбором» - пишет Азиза Курбонова.

«Правительство до сих пор ничего не сделало, чтобы облегчить жизнь сельских женщин»

Исполнительный директор компании SmartGov Азиза Умарова:

- Причина патриархальности общества, и того, что права женщин не признаются и не обеспечиваются, заключается в том, что женщины частично берут на себя функции обеспечения социальных обязательств правительства. Точнее говоря, правительство не заботится о пожилых гражданах и инвалидах. В узбекских семьях эту работу выполняют женщины и правительство не тратит на это материальные ресурсы, как в других странах.

В кишлаках нет главных бытовых условий: газа, электричества, водопровода, поэтому женщины и дети носят воду издалека, разжигают огонь в очагах, и готовят как в средние века. Это повторяется изо дня в день. Правительство до сих пор ничего не сделало, чтобы облегчить жизнь сельских женщин: не обеспечило питьевой водой, газом, канализацией. Всего 16 процентов населения страны обеспечены канализацией. Питьевая вода – это тоже актуальная проблема. Как можно говорить о правах женщин при таком удручающем состоянии инфраструктуры?

Тяжёлые условия вызывают ряд других социальных проблем. Девушки не могут получить хорошее образование, работать в достойных условиях. После развода они не могут обеспечить себя. В результате, вынуждены уезжать за границу на заработки и, зачастую, заниматься там непотребными делами.

Правительством не сформирована государственная политика в отношении женщин. Такие действия, как назначения женщин послами, заместителем председателя Верховного суда – это всего лишь капля в море. Чем больше будет мощь правительства с экономической точки зрения, тем лучше будет обеспечиваться защита прав женщин.

Заключение

Обеспечение гендерного равенства, избавление женщин от семейного насилия закреплено законодательством, для обучения девушек, нуждающихся в социальной защите, в высших учебных заведениях, выделили гранты. Женщинам также предоставляется возможность участвовать в управлении государством.

Это всё, конечно, позитивные сигналы. Но есть и вторая сторона вопроса – нужно обеспечить работой девушек и женщин, остающихся в тени. Почему даже если женщина столкнётся с насилием в семье, она не может ни к кому обратиться? Почему девушке, стоящей на пороге взрослой жизни, не дают возможности личного выбора? Почему сельские женщины в поле машут кетменём наравне с мужчинами, летом делают кизяки, а зимой топят ими, вся жизнь их проходит в беспросветной рутине, в «чёрном труде», и не видят они там ничего хорошего? Почему безработные женщины должны бросать детей и работать за границей? Список вопросов, к сожалению, очень длинный.

Мухаббат Мамирова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top