Узбекистан | 12:29 / 31.07.2020
6303
7 минут чтения

Анвар Алимов: «Продление срока карантина было очень ответственным решением»

Мы побеседовали с членом штаба по борьбе с коронавирусом, директором республиканского научно-практического специализированного центра эндокринологии, доктором медицинских наук Анваром Алимовым о причинах продления карантина, полемике из-за лекарственных средств, воздействии вируса на внутренние органы.

Фото: KUN.UZ

- Анвар Валиевич, глава государства одобрил предложение специальной комиссии и специалистов о продлении карантинных ограничений. Это предложение было принято единогласно, или некоторые специалисты выступали против продления этих ограничений?

- Я знаю только одного человека, который выступил против продления карантинных ограничений. Все остальные представители системы здравоохранения выдвинули именно такое предложение, потому что мы должны понять одно: карантин даст хороший результат только в течение двух инкубационных периодов коронавируса, то есть от 14 до 28 дней. Это позволит разорвать цепочку и остановить резкое увеличение распространения заболевания.

Изначально, принятие этого предложения, то есть продление срока карантина, было очень ответственным решением для президента и правительства. Это даже можно назвать своеобразным героизмом, так как следует учитывать настроение народа, усугубляются экономические проблемы, появляется общая напряжённость. Но не следует забывать, что если сегодня мы не примем необходимых мер, то количество случаев заболевания может вырасти в геометрической прогрессии. Если это произойдёт, то на систему здравоохранения будет возложена чрезмерная нагрузка, а в результате нехватки коек, мест в реанимации, начнётся кризис.

Несмотря на критику со всех сторон, следует отметить, что у нас показатели смертности гораздо ниже, чем во многих странах мира.

- Приведёт ли продление срока карантина к намеченному результату? Какие меры осуществляются для обуздания коронавирусной инфекции?

- Конечно, результат будет. Количество заболевших растёт, но постепенно. Мы в период карантина сможем завершить много работы, в том числе:

1. Увеличено количество машин, бригад скорой медицинской помощи, в связи с ростом нагрузки на систему как минимум в два раза.

2. Налаживается круглосуточная работа семейных поликлиник, расширяется деятельность кол-центров.

3. Налажена система лечения на дому. Если состояние больного ухудшится, группа врачей мобильной бригады даст необходимые рекомендации.

4. Мы сформировали 3-месячный резерв основных лекарственных средств, средств личной защиты. Аптекам оказывается экономическая помощь для обеспечения наличия самых необходимых лекарств, пока у них не появится достаточно оборотных средств.

5. Увеличено количество койко-мест в дополнительных провизорных больницах в разрезе каждого района, города и области.

Если обратить внимание на цифры, то следует отметить, что до распространения заболевания, в системе здравоохранения было 112 тысяч койко-мест. Кроме того, в частной медицине было ещё 22 тысячи мест.

Сначала за счёт этих койко-мест, то есть за счёт многопрофильных областных больниц, детских больниц, эндокринологических центров, было подготовлено 10-12 тысяч мест. Теперь созданы отдельные провизорные больницы, распределительные центры.

Хорошим примером могут послужить такие места, как столичный «Узэкспомарказ». В каждой области, в зависимости от количества населения, подготовлено 2-3 тысячи мест, а в Ташкенте – 5-6 тысяч мест. В провизорные зоны в первую очередь помещаются больные, лечившиеся на дому, но состояние которых ухудшилось, лица старше 65 лет, больные с онкологическими, гипертоническими, эндокринными заболеваниями, хроническими болезнями лёгких.

Для этого теперь не нужно подтверждать коронавирус, ждать положительного результата теста. Если тест положительный, то пациентов доставляют в инфекционные или специальные больницы, если тест ещё не брали, но симптомы похожи, то их привозят в эти центры и немедленно начинают лечение. Конечно, эти меры дадут свои результаты.

Кроме того, за это время мы достали больше аппаратов ПЦР, устройств, снабжающих кислородом, цифровых аппаратов для рентгена, тестов и, в целом, всех необходимых средств.

- В настоящее время в среднем фиксируется по 500 новых случаев в день. Если этот показатель упадёт, скажем, до 200, то будет ли это основанием для отмены ограничений?

- Изначально цифры 200-300 большой роли не играют. Ежедневное количество заболевших может достигнуть и 10 тысяч. Всё зависит от нашей подготовки, возможностей лечения. Если увеличить наши возможности приёма в 10 раз, то, естественно, мы сможем принять больных, при ежедневном выявлении по 5 тысяч случаев. Все действия направлены на предотвращение такого сценария и обеспечение готовности на все случаи жизни.

- Анвар Валиевич, ваша основная деятельность связана с эндокринологией. Началось ли изучение воздействия коронавируса на эндокринную систему?

- Этот вопрос изучается во всём мире, и мы регулярно анализируем случаи заболевания в нашей стране, а также иностранный опыт. Известно, кто может тяжело переносить COVID-19. Это пожилые люди, пациенты с лишним весом, хроническими заболеваниями лёгких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом, онкологическими болезнями. В основном, этим категориям граждан следует быть осторожными.

Сочетание COVID-19 с сахарным диабетом даёт тяжёлые последствия. Люди с сахарным диабетом имеют низкий иммунитет, обычно, у них лишний вес, слабая гипертоническая, сердечно-сосудистая система. Лекарства для них следует подбирать с большой осторожностью. По этому поводу разработано специальное пособие, каждый день мы проводим онлайн-консультации тяжёлобольных по республике.

- В последнее время разгорелись споры по поводу лекарств. Неужели так трудно прийти к единому мнению?

- Пока нет лекарства, эффективно излечивающего это заболевание и непосредственно воздействующего на вирус. Есть лекарственные средства, влияющие косвенно. Поэтому лекарства можно условно разделить на следующие группы: средства, оказывающие определённое воздействие на вирус, повышающие иммунитет, противодействующие осложнениям. В зависимости от этого составляются клинические протоколы.

Что касается споров, то их возникновение вполне естественно, и это даже хорошо, потому что, как я уже говорил ранее, пока не пришли к окончательному решению, какое лекарство может полностью вылечить вирус. Наличие этих споров свидетельствует о том, что в этом плане ведутся серьёзные исследования.

Беседовал Аброр Зохидов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме