Общество | 13:43 / 13.08.2020
6236
8 минут чтения

Равновесие. Отмена карантинных ограничений возлагает ответственность на нас самих

Карантинные меры в Узбекистане начнут постепенно смягчаться с 15 августа. Об этом несколько раз сказал президент Шавкат Мирзиёев. В целом, на местах карантинные запреты стали смягчаться ещё раньше.

Но это смягчение отличается от майского. Если взглянуть со стороны, видно, что опять к нам возвращаются те же условия, но зато отношение населения к пандемии уже совершенно другое. В целом, за последние 4 месяца у нашего народа можно было наблюдать 4 позиции по отношению к коронавирусу.

1.    Апрель: Паника.

2.    Май-июнь: Непризнание.

3.    Июль: Страх.

4.    Август: Привычка.

Как государству, так и народу, преодолевшему каждую из этих стадий, нужно продемонстрировать наиболее рациональную точку зрения касательно сегодняшних условий и процессов.

Скажем, предстоящее смягчение карантина не идёт ни в какое сравнение с майским – сейчас отменяются карантинные ограничения, но при этом число заболевших не сокращается, напротив, растёт с той же скоростью, в том же соотношении. Зачем же тогда нужно смягчать карантин?

С одной стороны похоже, что смягчая карантинные правила, мы становимся перед выбором: спасти людей или сохранить экономику. На самом деле это не так. Да, заболевших ещё очень много, но ни в коем случае не следует расценивать частичный отказ от карантина как пожертвование людьми ради экономики.

Поскольку вывод о том, что карантин убивает экономику, является верным только для кратковременных решений.

К примеру, сто лет назад, когда вспыхнула эпидемия гриппа-«испанки», некоторые государства ввели строгий карантин, а некоторые не обратили на это внимания в надежде сохранить свою экономику. То время прошло, и через несколько лет, экономический рост наблюдался больше в государствах, которые ввели карантин. Причина в том, что страны, сумевшие стабилизировать систему здравоохранения с помощью карантина, постепенно вернулись к прежнему образу жизни, и в их экономике начался резкий рост.

Напротив, в государствах, пренебрегавших карантином, и не изменивших своего образа жизни, болезнь прогрессировала, в системе здравоохранения начался коллапс, резко увеличилось число заболевших и умерших, и восстановить экономику уже не было возможности.

Да, человек, находящийся на карантине, тратит меньше денег, не ходит по чайханам, откладывает поход на рынок, не устраивает свадеб, и, таким образом, не вносит вклад в товарооборот экономики. Но если отдать предпочтение экономике, и сразу разрешить всё, то заболевание станет повсеместным, а вместе с ним вырастут паника и смертность, люди закроются дома, их парализует страх. У людей пропадет интерес и к чайхане, и к рынкам, и к свадьбам. При этом выйдет из строя система здравоохранения, а вместе с ней и вся экономика.

Хочется верить, что сегодняшняя ситуация, то есть, сначала карантин, а затем смягчение и разрешение деятельности отдельным сферам, изначально возникла не вынужденно, в результате нецелесообразности предыдущих запретов, отсутствия планирования, безысходности, а в целях сохранения вышеупомянутого равновесия, поиска «золотой середины» между экономикой и системой здравоохранения. А для этого нужно, чтобы в некоторых решениях и правилах работали органичность и приоритеты.

Что это означает?

Приоритеты означают внимание к порядку смягчённых и сохранившихся карантинных правил. К примеру, если смягчение правил имеет под собой экономическую основу, то приоритет будет отдаваться сферам производства и торговли. Обмен информацией, отчёты будут осуществляться дистанционно, будут ограничены развлекательные мероприятия. Но если под маркой карантина ограничить работу производственных и предприятий общественного питания или запретить свадьбы на 30 человек, но проводить собрания на сотни человек, то во всех ограничениях не будет никакого смысла.

А органичность – это логическое обоснование ограничений и их соблюдения. Если одного гражданина задержат на улице без маски, то его могут ославить по телевизору на всю страну, в то же время, хокимиятам и другим чрезвычайно важным организациям можно собирать сотни людей и устраивать мероприятия, праздники. При таком подходе, естественно, все карантинные ограничения утратят свою суть.

В свою очередь, от населения тоже требуется глубокое понимание ситуации. Мы должны правильно понять и принять начало облегчения условий карантина государством. Эти решения всего лишь свидетельствуют о доверии государства системе здравоохранения, в том плане, что она справится и выдержит давление после смягчения карантина. Но поймите, что никто не гарантирует, что вы останетесь в живых, никто не обещает, что вы не заразитесь вирусом, и убережёте себя от тяжёлого течения заболевания.

Это не означает, что вирус вдруг испарится, покинет нашу страну, или иммунитет людей по мановению волшебной палочки вырастет, и они перестанут болеть. Просто, государство в некоторых сферах возлагает ответственность за борьбу с вирусом на нас. Теперь государство не запрещает работать, но мы должны быть осторожны, наша защита в наших руках. Государство разрешает ездить на машинах, но теперь воздержание от некоторых действий зависит от нас самих.

Лично для вас, сейчас риск точно такой же, как и в первый же день запрета на передвижение автомобилей. Но в первые дни ужесточения карантинных правил заболевших можно было перечесть по пальцам, а сейчас их количество перевалило за 30 тысяч.

Теперь следует делать то же самое, чего ранее государство требовало от нас: не выходить на улицу в определённое время, оберегать пожилых людей, соблюдать правила гигиены. Только теперь - более осознанно. Даже если заработают развлекательные центры, чайханы, сфера туризма, нужно быть такими же осторожными. Ограничивать себя при отсутствии крайней необходимости, особая бдительность необходима членам семей, где проживают пожилые люди.

Каждой семье следует разработать собственную стратегию борьбы с пандемией, и соблюдать её. К примеру, если в семье кто-то один будет ходить на работу, делать покупки, а остальные, по возможности, не будут выходить из дома, то в этой семье риск заболевания снизится. А сидеть в чайханах со словами: «всё равно я хожу на работу» тоже неверно. Вирус работает согласно теории вероятности. Если вы увидитесь на работе с десятком человек, то в чайхане пообщаетесь ещё с десятком, значит вероятность вашего заражения вирусом, а через вас – и ваших родных, повышается в два раза.

Запреты уменьшают ответственность. Снятие запретов предоставляет выбор нам самим. Ответственность полностью ложится на наши плечи, только и всего. И не только за нас самих, но и за нашу семью, родителей и детей.

Кахрамон Асланов,
журналист.

Перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме