Узбекистан | 17:36 / 14.08.2020
8819
9 минут чтения

Интервью: самый молодой ректор Узбекистана об экзаменах без коррупции, необязательной форме и бюрократии в высшем образовании

На сайте Kun.uz продолжается цикл бесед с представителями правительства, руководителями различных организаций и учреждений. Нашим очередным собеседником стал ректор университета ИНХА в городе Ташкенте Музаффар Жалолов.

Для сведения, Университет ИНХА в городе Ташкенте (IUT) был основан в сотрудничества с университетом ИНХА в Южной Корее.

Мы побеседовали с ректором о качестве обучения в вузах Узбекистана и за рубежом, факторах, недостающих местным высшим учебным заведениям для повышения позиции в международных рейтингах, о вступительных экзаменах без коррупции, обсудили, почему ИНХА до сих пор не прошёл аккредитацию в Узбекистане, а также другие темы, связанные с учебным процессом в университете.

Вы можете увидеть, что в ходе беседы, а также при ответе на ряд вопросов, направленных студентами, Музаффару Жалолову, являющемуся самым молодым ректором в Узбекистане (1986 года рождения), пришлось изрядно потрудиться.

Первый наш вопрос ректору университета был об организации процесса приёма в частные и открытые на основе сотрудничества университеты, в том числе, ИНХА.

Также мы спросили у него о различиях обычного процесса отбора студентов в университете ИНХА и в местных вузах.

По словам Музаффара Жалолова, университет ИНХА является одним из первых университетов Южной Кореи, начавших свою деятельность за пределами страны.

Учебный процесс здесь полностью налажен на основе корейской программы, и находится под контролем корейских специалистов, от вступительных экзаменов, до учебы и выдачи дипломов.

Ректор университета ИНХА Музаффар Жалолов

«Подготовка экзаменационных вопросов и процесс проведения экзамена в университете ИНХА полностью осуществляется южнокорейскими специалистами.

За день до экзамена специалисты прилетают в Узбекистан. Экзаменационные вопросы тоже привозят в это время, и открывают их только перед началом тестов. После проведения экзаменов корейские специалисты в тот же день возвращаются в свою страну. Ответы тоже становятся известны в Корее. Здесь нет возможности вмешательства третьей стороны. Таков был процесс экзаменов до карантина.

С прошлого года у нас вступительные экзамены проходили в три этапа. То есть, первый экзамен в апреле, второй – в конце мая, и третий – в июле.

Вы задали вопрос о том, как организован этот процесс в условиях карантина. Мы сейчас провели два экзамена.

При этом экзамены первого этапа состоялись в режиме онлайн на двух условиях, то есть абитуриенты отбирались через программу Zoom, в форме письменного экзамена и собеседования. Эти процессы прошли нелегко, потому что каждый случай наблюдался корейскими специалистами.

Мы планируем организацию третьего этапа экзаменов в августе.

В этом году по причине карантинных ограничений учёба начнётся немного позже, в формате онлайн» - сообщил ректор.

Очередной вопрос был задан о порядке взаимоотношений между Ташкентским филиалом университета ИНХА в Южной Корее и Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана.

Кроме того, мы спросили, насколько самостоятельным является филиал частного или иностранного университета в плане принятия решений по организационным вопросам, отбора преподавателей, преподаваемых предметов или формы одежды студентов.

Музаффар Жалолов начал ответ с того, что в Университете ИНХА в отличие от вузов Узбекистана нет традиций обязательного ношения формы.

«Конечно, наши студенты одеваются в рамках приличий. Но обязательная форма не требуется. Как видим, это совершенно не влияет на качество учёбы.

Я окончил магистратуру в Южной Корее. Там тоже студентов не заставляют носить одинаковую форму. Но в Гарварде, Оксфорде или других авторитетных университетах у студентов имеется единая форма.

Если вы придёте в наш университет, когда начнётся учёба, то увидите, что некоторые студенты ходят в футболках с названием университета. Надеюсь, что в других университетах тоже поработают над развитием своего бренда.

А теперь, что касается учебного процесса.

Международным университетам предоставили свободу во многих аспектах. Мы организовали университет в сотрудничестве с Южной Кореей, и поэтому, учебные программы, отбор преподавателей полностью осуществляется корейской стороной. Если какой-либо преподаватель захочет устроиться на работу к нам в университет, его документы направляются в Южную Корею. Собеседование и другие экзамены также осуществляются именно корейскими педагогами.

Преподаватели получают заработную плату также на уровне международных стандартов. Без этого мы не сможем удержать у себя преподавателей международного уровня.

У нас имеется специальная информационная система между преподавателем и студентом. Студент входит в эту систему и выбирает там свои предметы. При этом каждый предмет имеет особый вес, то есть ему предоставляется определённый кредит. В зависимости от сложности предмета, у студента может быть много кредитов или мало. При этой системе студент должен набрать определённое количество кредитов за четыре года.

В наших местных университетах есть один отрицательный момент. Если студент не усвоил какой-либо предмет, его отчисляют. А у нас не так, мы даём возможность. Студент продолжает изучать этот предмет на следующий год. Или берёт академический отпуск, во время которого он может усвоить данный предмет. Это очень удобно» - говорит ректор.

Вузы Узбекистана не занимают высоких позиций в мировом рейтинге. К сожалению, наши местные университеты находятся внизу.

Чего же не хватает местным вузам в этом отношении?

Мы спросили об этом Музаффара Жалолова.

«Возьмём университеты, которые входят в Топ-100 университетов мира, скажем, вузы соседнего Казахстана, занявшие позицию в первых 500. Я бывал в этих университетах, но (я не хочу обидеть казахстанских коллег) не увидел ничего такого, чем бы они отличались от нас. На самом деле, для повышения позиции в международных рейтингах многого не нужно. Есть определённые требования, и выполнить их не так сложно.

У нас просто есть проблемы с бюрократией, в плане предоставления свободы университету.

К примеру, университетам разрешили самофинансирование, но они всё равно привязаны к Министерству финансов. Всё равно нужно утверждать сметы университетов. Они не могут принимать самостоятельных решений.

Подъему своих позиций в рейтинге нашим университетам мешают «тёплые места», к которым они привыкли, рамки, в которые мы сами себя загнали. Разница в этом.

К примеру, ИНХА – это частный университет Южной Кореи, который находится в топ-10 вузов Кореи, и занимает 800-е место в международном рейтинге. В университете много работают над удержанием позиции рейтинга. Здесь есть такие требования, как учебные программы, требования к преподавателям, научные статьи.

Если же руководители местных университетов захотят внести изменение даже в небольшую рабочую программу, они обязательно столкнутся с какой-то бюрократической преградой.

Я часто общаюсь с руководителями местных университетов. Они много говорят о таких препятствиях, о коррупционном факторе.

Президент на каждом собрании говорит об искоренении коррупции. Ректоры тоже хотят устранить это негативное явление, но, к большому сожалению, снизу часто ведутся разные «подковёрные игры». И таких случаев очень много» - рассказал ректор университета ИНХА.

Полную версию беседы вы можете посмотреть на видео.

Беседовал Ильяс Сафаров,
оператор - Шерзод Эгамбердиев.

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме