Интервью: ректор ИНХА о бренде, оплате контракта и несогласии с системой стипендий
Ранее на сайте Kun.uz была опубликована первая часть интервью с ректором университета ИНХА в городе Ташкенте Музаффаром Жалоловым.
В интервью обсуждались такие темы, как качество образования в местных и зарубежных вузах, факторы, недостающие для повышения позиции вузов Узбекистана в международных рейтингах, вступительные экзамены без коррупции, и другие темы, связанные с учебным процессом в университете.
Ниже вы можете ознакомиться со второй частью интервью. Здесь речь идёт об открытии платных подготовительных курсов в университеты, о бренде университетов, оплаты стипендии и контракта, а также о том, почему ИНХА до сих пор не прошёл аккредитацию в Узбекистане.
- В университете ИНХА имеются платные подготовительные курсы для абитуриентов. Мы слышали, что большинство молодых людей, обучавшихся на этих курсах, становятся студентами университета ИНХА по результатах экзаменов, принятых южнокорейскими специалистами. Скажите, будет ли результативной организация таких курсов в других местных вузах? Как вы считаете, что мешает нашим вузам открывать подобные курсы?
- После этих подготовительных курсов вы можете поступить не только в ИНХА, но и в любые другие университеты. На данных курсах абитуриентов готовят, в основном, по трём направлениям: математика, физика и английский язык. Мы также выделяем отдельные квоты для молодых людей, обучавшихся на таких курсах. Потому что эта программа контролируется корейскими специалистами, как и подготовительные курсы.
При нашем университете нет академического лицея. Если был бы лицей или колледж, то мы усилили бы эту систему. Сейчас мы не можем принять на подготовительные курсы более 200 или 300 ребят.
Эти подготовительные курсы длятся 9 месяцев. В лицеях это всё можно изучать глубже.
Мне кажется, что неплохо было бы открыть платные курсы при вузах. У нас есть такая проблема: если какой-то проект становится платным, то люди сразу говорят: «они кладут деньги к себе в карман».
А ведь привлечение квалифицированных педагогов для развития какой-либо системы стоит недёшево. Скажем, если нужно привлечь квалифицированного преподавателя по математике международного уровня, то и платить ему нужно соответственно. Мы выплачиваем преподавателям подготовительных курсов хорошую зарплату. По этой причине, курсы платные.
- Сейчас такая система не разрешена или же университеты сами не могут её наладить?
- Я не могу дать конкретного ответа на ваш вопрос. Потому что, не знаю ответа на него. Но эта система очень полезна.
- В ходе подготовки к интервью я выяснил, что университет ИНХА до сих пор не прошёл аккредитацию в Узбекистане. Почему этот процесс задерживается в таком авторитетном университете? Причина в невнимательности или мешают какие-то бюрократические преграды? Если не ошибаюсь, новые университеты должны проходить аккредитацию в течение 5 лет.
- Университет был открыт в 2014 году постановлением президента. В постановлении говорилось о том, что университет в течение 5 лет будет считаться прошедшим аккредитацию. В 2019 году прошло 5 лет. Мы не стали ждать окончания этого срока, и начали действовать ещё летом. Процесс аккредитации состоит из нескольких стадий. При этом органом, ответственным за проведение аккредитации, является государственная инспекция контроля качества образования. На первой стадии инспекция представляет нам свой план проведения аккредитации. Этот процесс намечался в нашем университете в апреле 2020 года.
Вторая стадия – это организация изучения на месте, на основании отправленного ими опросника. То есть, действительно ли существует такой университет, обучается ли здесь указанное количество студентов, каково состояние аудиторий, наличие преподавателей.
Мы прошли и эту стадию. Нам осталась только третья стадия – оценивание знаний студентов и профессорско-преподавательского состава. Причина задержки этой стадии – карантин. Если бы не было карантина, то мы уже прошли бы аккредитацию.
- Я спросил об этом, потому что молодые люди, окончившие ваш университет и пожелавшие продолжить обучение за границей, в Германии или других государствах Европы, столкнулись там с проблемами. Они не смогли поступить на учёбу именно по причине отсутствия аккредитации.
- Вы правы. Эта проблема действительно есть. Для её решения мы сейчас работаем совместно с государственной инспекцией контроля качества образования.
Наш университет, согласно майскому постановлению президента по высшему образованию, до конца года считается прошедшим аккредитацию. Осенью мы полностью завершим процесс оценивания знаний преподавателей и студентов.
В нашем вузе выпуск студентов состоялся уже дважды. Некоторые обучаются в иностранных международных университетах. Проблемы только с Германией. Потому что там много грантов, и студенты стараются подать документы на учёбу именно в этой стране. Но Германия – это очень консервативное государство.
У них имеется специальная база «анабин», мы вошли туда, но до сих пор у нас минусовые показатели. Бог даст, до конца года мы полностью завершим этот процесс.
- В местных вузах существует одна проблема – это вопрос трудоустройства выпускников. Зачастую университеты оформляют и отправляют поддельные документы о трудоустройстве своих выпускников. Как налажена система сотрудничества с работодателями в университете ИНХА? Можете ли вы поделиться опытом с другими вузами?
- Знаете, первым фактором здесь является вопрос бренда университета. Этот фактор очень важен. Когда человек говорит, что окончил университет ИНХА, то на него уже смотрят по-другому. Я имею в виду уровень IT-программирования и английского языка.
Кроме того, есть ещё один фактор, это вопрос диплома. У нас с прошлого года выдаётся диплом южнокорейского университета международного уровня.
Представьте, у наших студентов есть знания и диплом университета международного уровня, утверждённый правительством. Конечно, начиная с третьего курса, на них большой спрос. Поэтому к четвёртому курсу у нас практически все студенты уже отобраны. Даже предлагают предоставить грант для 10 студентов, и оплатить им контракт.
У нас имеется специальный отдел, который работает с местными и международными партнёрами в плане сочетания обучения и производственной практики студентов.
- Значит, всё решает бренд?
- Конечно.
- Недавно я узнал, что в университете студентам не выплачивается стипендия. Используются другие методы для их поощрения. Скажите, как действует это поощрение без выплаты стипендии?
- Действительно, студенты нашего вуза не получают стипендию. У нас нет такой системы. Честно говоря, я сам против стипендий. Знаю, студенты не поддержат моё мнение, но я считаю, что стипендия портит ребят. Студентов нужно по-другому заинтересовывать учёбой. Для этого у нас существует система поощрения студентов, которая пересматривается каждый год.
В университете имеется десять видов грантов, предоставляемых студентам при поступлении на учёбу. Если каждый год мы принимаем 420 студентов, то 10 из них получают грант. Но этот грант не постоянный. Скажем, если средний балл студента по итогам года опустится ниже среднего балла по университету, то он лишится гранта.
Теперь о ежегодной системе стимулирования.
В конце каждого семестра определяется рейтинг студентов по системе, похожей на рейтинг GP. Согласно этой системе, 10 студентов, набравших максимальные баллы, освобождаются от оплаты контракта на следующий семестр. Это 100-процентный грант. Следующие 10 студентов – 75 процентов, следующие 10 – 50 процентов. Таким образом мы ежегодно поощряем 30 студентов университета.
Теперь что касается стипендий.
У нас имеются гранты от международных партнёров, работодателей. Кроме того, каждый год 10 студентов во время летних каникул едут в Южную Корею и обучаются там месяц бесплатно.
Я и сам учился в магистратуре в Южной Корее. Там я выиграл грант, который называется «scholarships». И с помощью этого гранта я смог оплатить свою учёбу. Кроме того, я работал в лаборатории по управлению цифровыми сигналами. Там мой профессор платил мне определённую зарплату. Это тоже было поощрением. Мы работали над этими проектами, и так могли проявить себя.
Сейчас в местных университетах многие студенты учатся только ради оценок. Они заявляют преподавателям, что хотят получать стипендию побольше, и просят поставить оценку повыше. Возможна и коррупция.
Нужно отменить стипендии. Студенты неправильно понимают этот вопрос, и связывают стипендии с контрактом. Нет, это отдельная тема. Потому что за этим стоят расходы университета.
Стипендию студентам выплачивает государство, поэтому, считаю, что эту систему нужно пересмотреть. Верно, студентов нужно поощрять, но сегодняшняя система выплаты стипендии только портит молодёжь. В местных вузах сумма контракта и так небольшая.
С сентября учёба начнётся онлайн, но у многих возникает неверное понятие о том, что если учиться все будут онлайн, то и расходы сократятся.
Говорят: «Мы же не ходим в университет, за что нужно платить столько денег?». Извините, но мы до сих пор выплачиваем зарплату учителям, есть средства, которые нужно оплатить корейским партнёрам.
Недавно, с учётом индивидуализации онлайн-уроков, мы купили новый сервер для интернета. Наши расходы снова увеличились.
Студенты должны понимать, что неизменная сумма контракта после того, как уроки стали проводиться в онлайн-формате – уже большое дело. В местных вузах тоже так. Там большую часть расходов оплачивает государство.
Если сейчас уменьшить сумму контракта, то как мы сможем поддерживать качество образования?
- Интервью по подготовленным мною вопросам окончилось. Теперь, если вы не против, я задам вам вопросы студентов университета, с которыми я сам общался.
- Пожалуйста.
- В корпусе А университета ИНХА было три библиотеки. В библиотеке на первом этаже было очень спокойно, и удобно готовиться к занятиям. Недавно библиотеку перевели на четвёртый этаж, а это помещение сдают в аренду coworking - центру.
Сейчас в двух библиотеках накапливается очень много студентов, и условия для подготовки к урокам оставляют желать лучшего. Почему помещение библиотеки отдали для ненужного нам coworking - центра?
- Это немного неверная интерпретация. Мы никому ничего в аренду не сдавали. Сoworking - центр создан для студентов.
Там будет и учёба и coworking. Мы отобрали туда студентов, организовали специальную аудиторию. Посторонний человек войти на территорию университета не сможет. У нас действительно есть проблема с нехваткой помещений. Раньше библиотека тоже была на третьем этаже, и мы её вернули на своё место.
- В университете существует система Интернета e-Class. Там студенты выполняют домашние задания. Но войти на сайт проблематично, как в 90-е годы. А сроки Homeworkdeadline вообще открыть невозможно.
- Система e-Class – это система корейского университета. Поэтому она должна быть на их сервере. Как я уже говорил выше, у нас учебная система полностью контролируется специалистами из Кореи. Уже несколько лет мы предлагаем им улучшить систему и скорость.
В этом году мы договорились с ними перевести систему на наш сервер. Бог даст, ситуация обязательно улучшится, и скорость увеличится.
- 3 года назад руководство ИНХА пообещало открыть студенческое общежитие. Но прошло уже столько времени, а наши студенты до сих пор живут в общежитии ТУИТ.
- Верно, вопрос общежития для меня является одним из стратегических вопросов. Честно говоря, прошло два года с тех пор, как меня назначили ректором. Когда я пришёл сюда, то наметил несколько стратегических задач. Это: решить вопрос с корейским дипломом, открытие магистратуры (в новом учебном году мы её откроем) и вопрос общежития. Обещаю, что в новом учебном году мы обязательно решим эту проблему.
- Выпускникам этого года пришлось сидеть в аудиториях по 100-120 человек. Иностранным профессорам тоже было трудно. Потому что проводить занятие для стольких студентов непросто.
- Верно, эта проблема до сих пор существует. У профессорско-преподавательского состава большая нагрузка по предметам. Мы рассмотрели вопрос увеличения преподавателей с этого учебного года. То есть, теперь на каждого преподавателя в аудитории будет приходиться не более 40-50 человек.
Беседовал Ильяс Сафаров,
оператор: Шерзод Эгамбердиев
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва