Узбекистан | 11:44 / 22.08.2020
4008
6 минут чтения

На рынке услуг по охране труда, также существует монополия. Почему молчит ответственное министерство?

На сегодняшний день в едином реестре профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда, который ведётся Министерством занятости и трудовых отношений, зарегистрировано 24 юридических лица по 32 направлениям, в том числе, 6 юридических лиц, занимающихся повышением квалификации и переподготовке кадров в области охраны труда.

Фото: Getty Images

В целях регулирования этой сферы 27 апреля 2017 года было принято постановление Кабинета Министров №246 «О дальнейшем развитии рынка услуг в области охраны труда». Обратите внимание на наименование: «О дальнейшем развитии рынка услуг в области охраны труда».

В наименовании постановления были использованы громкие слова «дальнейшее развитие». Однако в Положении о порядке повышения квалификации и переподготовки кадров в области охраны труда, утверждённом настоящим постановлением, можно встретить нормы, которые тянут назад рынок услуг в области охраны труда, и, если можно так выразиться, льют воду на мельницу монополии.

В том числе, в соответствии с пунктом 14 положения, претенденты на получение квалификационного сертификата специалиста по охране труда, государственные технические инспекторы, государственные эксперты по условиям труда и специалисты по охране труда профсоюзных организаций проходят повышение квалификации в Республиканском научном центре занятости и охраны труда.

В свою очередь, согласно пунктам 19 и 20 положения о порядке организации деятельности профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда и ведения их единого реестра, утверждённого вышеуказанным постановлением правительства, намечается подача в Научный центр для внесения в единый реестр неимоверного количества документов заявителей, собирающихся оказывать услуги по повышению квалификации и переподготовке в области охраны труда, и это явно создаст бюрократическую преграду.

Ещё один заслуживающий внимания аспект заключается в том, что Научный центр, наряду с осуществлением деятельности по повышению квалификации работников предприятий и организаций по направлению охраны труда, занимается также сертификацией юридических лиц, занимающихся обучением работников и конкурирующих с ним. Проще говоря, Научному центру нужно «поделиться своим хлебом с другими».

Мы связались с одной из организаций, внесённой в единый реестр, чтобы прояснить стоимость услуг, оказываемых в этой области, и выяснили, что за обучение одного работника на курсах повышения квалификации они получают в среднем 500-600 тысяч сумов.

Теперь, если учесть необходимость повышения квалификации тысяч работников по республике, давайте поразмыслим объективно, разве Научный центр в таких условиях будет бескорыстно выдавать сертификат конкурирующим с ним юридическим лицам? Разве эта ситуация не вызывает как столкновение интересов, так и нездоровую конкуренцию в данной области, не осложняет получение сертификата, не влечёт за собой в конечном итоге факты коррупции?

Тогда как, на основании статьи 12 закона «О конкуренции», органам государственного управления запрещается необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке.

На сегодняшний день всего 6 организаций вправе осуществлять деятельность по переподготовке и повышению квалификации в области охраны труда. Разве для всей республики этого достаточно? Почему их число не увеличивается?

В соответствии с пунктом 2 положения о порядке лицензирования деятельности в области оказания услуг негосударственного образования, утверждённого постановлением Кабинета Министров №241 от 27 марта 2018 года, выдача лицензии негосударственным образовательным учреждениям осуществляется государственной инспекцией контроля качества образования при Кабинете Министров. Отсюда исходит тот факт, что для получения лицензии и сертификата у государственной организации и внесения в реестр, в целях осуществления деятельности по повышению квалификации и переподготовке в области охраны труда, нужно пройти сложные процессы, собрать целый ворох документов. Само собой, это всё служит ограничению конкуренции на рынке услуг в данной области.

С учётом этих аспектов, для создания равных условий для всех субъектов в процессе осуществления образовательной деятельности в области охраны труда, целесообразно будет внести в постановление правительства соответствующие изменения, отменяющие монопольные права Научного центра, а также бюрократические преграды в сфере.

Это послужило бы развитию конкурентной среды в области негосударственного образования в данном направлении, увеличению количества новых негосударственных образовательных организаций и повышению знаний по охране труда работников на территории всей республики.

Известно, что Антимонопольный комитет ещё в феврале текущего года внёс конкретные предложения по устранению настоящей ситуации в Кабинет Министров и Министерство занятости и трудовых отношений, ответственное за сферу. Но прошло уже 7 месяцев, и почему-то предложения комитета до сих пор остались без внимания.

Кроме того, представители Торгово-промышленной палаты также обратились в Министерство занятости и трудовых отношений, и заявили, что компетентный орган, формирующий единый реестр и Научный центр, оказывающий платные услуги в этой области, относятся к одной системе. Это, в свою очередь, ставит Научный центр в привилегированное положение по отношению к другим негосударственным образовательным учреждениям, и может повлечь за собой проблемы.

Вместе с тем, мы считаем нужным напомнить наличие функции Министерства юстиции по выявлению в законодательстве правовых пробелов, положений и норм, создающих условия для проявлений коррупции, совершения других правонарушений, вводящих избыточные административные и иные ограничения для физических и юридических лиц и подготовке предложений по их устранению.

Мы ждём комментариев Министерства занятости и трудовых отношений и других ответственных ведомств по этому вопросу.

Аббос Салайдинов,
правовед

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме