Узбекистан | 10:17 / 24.08.2020
11825
7 минут чтения

«UzAuto Motors» в центре обсуждений. Как будут развиваться события?

В последнее время в социальных сетях бурно обсуждаются цены на автомобили «UzAuto Motors». Мы стали свидетелями неожиданных решений и опровержений на эту тему.

Сначала, 20 июля, депутат Олий Мажлиса Расул Кушербаев предъявил серьёзные претензии «UzAuto Motors», продолжающей продавать автомобили для скорой медицинской помощи по очень высокой цене, даже в трудной ситуации во время пандемии.

Депутат привёл в пример покупку хокимиятом Ферганской области 20 новых «Дамасов» в качестве «Скорой помощи» для населения области по 75 млн сумов за каждый.

Национальный производитель автомобилей «Узавтомоторс» ответил на претензии депутата «хорошо понимая, что для некоторых политиков популизм является основным, а иногда и единственным оружием».

В частности, в компании напомнили, что предприятия «Узавтосаноат» передали общественному фонду «Узбекистон мехр-шафкат ва саломатлик» (Милосердие и здоровье Узбекистана) средств на более чем 1 млрд сумов, и завезли от иностранных партнёров медицинское оборудование на 2 млрд сумов. В общем, в компании различными цифрами указали на внесение своего вклада в борьбу с пандемией.

После этого, депутат выступил с очередным заявлением против «UzAuto Motors». У него возникли вопросы, так как, по его мнению, компания «UzAuto Motors» приписала благотворительность от имени АО «Узавтосаноат» на свой счёт. Затем Кушербаев призвал компанию «продавать подешевле автомобили, которые стоят и ржавеют».

Кушербаев не оставил этой темы и 23 июля выступил на передаче «Центральная студия» телеканала MY5 и напомнил, что обещания представителей компании о «последующих изменениях» остаются всего лишь пустыми обещаниями.

Немного времени спустя депутаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев, Дониёр Ганиев и Нодир Жумаев в форме парламентского контроля направили соответствующий депутатский запрос председателю Антимонопольного комитета Нажмиддину Шарипову.

Представители Антимонопольного комитета в ходе проверки выяснили, что компанией был нарушен закон «О конкуренции». Специальной комиссии комитета нужно было принять соответствующее решение по делу, возбужденному в отношении АО «UzAuto Motors».

Тем временем, авторы депутатского запроса в интервью Kun.uz разъяснили ожидаемые цели и результаты запроса. По словам депутата Нодира Жумаева, члены парламента потребовали от компании обоснованного формирования цен.

После этих событий компания АО «UzAuto Motors» подала жалобу в парламент на депутата Расула Кушербаева. В этой жалобе мнения члена фракции УзЛиДеП, депутата Расула Кушербаева, высказанные в социальных сетях и в СМИ, были оценены как подрывающие авторитет компании «UzAuto Motors».

19 августа дело снова было рассмотрено на очередном заседании специальной комиссии Антимонопольного комитета. Специальной комиссией были подробно изучены вышеуказанные факты, и было дано указание по устранению случаев нарушения законодательства, обязательное для исполнения АО «UzAuto Motors».

На основании изучения, было выявлено, что при формировании цен на легковые автомобили, производимые АО «UzAuto Motors», путём введения в стоимость товара фактически не произведенных расходов на сырьё и материалы, сырьевые энергетические ресурсы, не осуществлённых трудовых и других расходов либо невыполненных работ, применялась монопольная завышенная цена. Теперь компания вынуждена снизить цены на автомобили, и выплатить компенсацию за машины, проданные в ближайшее время.

В компании заявили, что «цены на автомобили обоснованы, и в данной ситуации снизить их не представляется возможным», и подали ходатайство о переносе рассмотрения дела по причине короткого срока на подготовку необходимых дополнительных материалов для обоснования спорных вопросов.

В «UzAuto Motors» обвинили Антимонопольный комитет в «однобоком рассмотрении дела», и сообщили, что обжалуют решение специальной комиссии комитета в судебном порядке.

Группа депутатов, предыдущий состав которой увеличился на 2 человека, подали депутатский запрос генеральному прокурору Нигматилле Йулдошеву и директору агентства по борьбе с коррупцией Акмалу Бурхонову. Они ходатайствовали об особом изучении настоящего вопроса по причине наличия признаков нарушения законодательства в сведениях и документах, полученных по итогам проверки, нарушения прав потребителей и фактов коррупции, о правовой оценке наличия признаков преступления и принятии мер в рамках своих полномочий.

21 июля Шавкат Мирзиёев в центре «Cooperation LAB» Бектемирского района провёл собрание по вопросам расширения промышленной кооперации и расширения локализации производства продукции. Глава государства сообщил о возможном сокращении валютных расходов как минимум на 150 миллионов долларов, если в автомобильной промышленности импортируемые 1 712 видов комплектующих будут производиться в нашей стране. Таким образом, президент заявил о необходимости снижения себестоимости автомобилей, производимых в Узбекистане.

Директор центра поддержки экономического развития Юлий Юсупов считает, что нужно превратить АО «UzAuto Motors» в конкурентоспособную компанию, а для работы на конкурентном рынке достаточно снизить слишком высокие, почти запретительные таможенные пошлины на импортные автомобили.

По словам директора агентства Акмала Бурхонова, участвовавшего 20 августа в первом заседании национального совета по борьбе с коррупцией в Узбекистане, если суд сочтёт решение Антимонопольного комитета обоснованным, то это послужит основанием для начала последующих процессов, и агентство по борьбе с коррупцией будет проводить дознание в рамках своих полномочий.

Данный вопрос пока не подошёл к своему логическому завершению: если компания будет твёрдо стоять на своей позиции, и обжалует решение комитета, то дело будут рассматривать в суде. Если компания «UzAuto Motors» не подаст в суд, то ей придётся исполнить решение комитета, снизить цены и выплатить компенсацию за ранее проданные автомобили. То есть, пока это - только вершина айсберга.

Алишер Рузиохунов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме