17:14 / 07.10.2020
7521

В АГУ рассказали, почему узбекистанцы постоянно сталкиваются с проблемами при поверке счетчиков

В последнее время в социальных сетях широко обсуждается вопрос поверки счетчиков электроэнергии, природного газа, питьевой и горячей воды.

Фото: KUN.UZ

Основная часть поступающих жалоб связана с нарушением сроков оказания данной услуги.

В Агентстве государственных услуг (АГУ) ответили на наиболее обсуждаемые вопросы, которые связаны с поверкой счетчиков.

Как было раньше?

Раньше потребителю нужно было обратиться к поставщику услуг («РЭС», «райгаз», «водоканал») для снятия счетчика. Затем ему приходилось отнести прибор в агентство «Узстандарт» для проведения процедуры поверки. Там с заявителя взимались различные суммы денег. Кроме того, отсутствовала прозрачность и открытость при определении стоимости услуги. После проведения поверки заявитель самостоятельно забирал прибор, а потом подавал повторную заявку в ответственную организацию для установки счетчика на место.

Ни для кого не секрет, что многие «договаривались» с ответственными сотрудниками поставщиков услуг за определенную сумму, чтобы избежать лишних хлопот. А все вышеперечисленные мероприятия проводились сотрудником организации.

Что происходит сейчас?

С 1 ноября 2019 года заявки на поверку «счетчиков» ЖКХ начали приниматься через Центры государственных услуг либо в электронном виде через портал my.gov.uz.

Ключевая цель - положить конец имеющим место коррупционным составляющим, установить четкие сроки и порядок оказания данных услуг. На самом деле, данный порядок был внедрен для удобства граждан.

Для справки, до 1 октября текущего года поступило:

- 114 173 заявки на поверку счетчиков природного газа. Из них 66 992 были удовлетворены, 2 421 заявкаотклонена, 1 773 отозвано, 4 114 на стадии «новые» и 38 873 в настоящее время рассматриваются поставщиком услуг;

- 73 887 заявки на поверку счетчиков питьевой воды. Из них 27 949 были удовлетворены, 1 328 заявок отклонено, 1 390 отозвано, 21 525 на стадии «новые» и 21 695 в настоящее время рассматриваются поставщиком услуг;

- 47 013 заявки на поверку счетчиков горячей воды. Из них 18 052 были удовлетворены, 590 заявок отклонено, 953 отозвано, 2 211 на стадии «новые» и 25 207 в настоящее время рассматриваются поставщиком услуг.

Однако по разным причинам, имеются системные недостатки в предоставлении этих государственных услуг поставщиками и органами метрологии.

В чем причина недостатков?

1. Нехватка кадров и чрезмерная загруженность ответственных организаций не позволяют своевременно рассматривать заявки

Например, в ГУП «Toshissiqquvvati» за день в среднем поступает около 500 заявок на поверку приборов учета. Получается, что за день 80 инспекторов, работающих на предприятии, должны снять и установить 6 (6х2 = 12) счетчиков. На разборку, установку и эксплуатацию каждого прибора уходит в среднем 40-50 минут.

Также, счетчики, признанные неисправными, ремонтируются поставщиками услуг и отправляются на повторную поверку. Кроме того, эти же сотрудники должны также успеть рассмотреть в среднем 120–130 заявок в день, поступающих на снятие и установку пломб счетчиков (это уже другие услуги).

2. Недостаток метрологических станций

Законодательством установлено, для проведения процедуры поверки,составленные акты и снятые счетчики должны доставляться в отделение «Узстандарт». В республике имеется всего 17 государственных метрологических служб агентства «Узстандарт». То есть, метрологическая служба имеется не в каждом районе. Таким образом, в некоторых случаях поставщику услугприходится доставлять и забирать счетчики, проложив расстояние в 60-70 километров.

Такая ситуация привела к увеличению загруженности метрологических органов, что не позволяет провести поверку счетчиков в установленные сроки.

В результате, выявлено свыше 15 тысяч случаев задержки процедуры, только по поверке счетчиков питьевой воды.

3. Из-за карантина, объявленного в связи с пандемией коронавируса, решением специальной комиссии сроки рассмотрения заявок на поверку приборов учета были продлены до 1 сентября 2020 года.

Конечно, эти ограничения, прежде всего, были введены для предотвращения распространения вируса среди населения. Однако, в результате него, количество заявок, подлежащих рассмотрению, резко увеличилось. Сотрудники поставщиков не успевают своевременно обрабатывать заявки.

Кто же будет нести ответственность?

За 9 месяцев 2020 года АГУ выявлено 16 662 нарушения при оказании услуг по снятию, поверке, и установке приборов учета электроэнергии, природного газа и воды.

Из них нарушен срок предоставления 15 788 заявок, 10 гражданам услуги были предоставлены напрямую госорганами, 27 обращений необоснованно отклонены либо были допущены другие правонарушения.

По данным инцидентам принято 266 мер воздействия, компетентным органам внесено 69 представлений и 42 предупреждения, оформлено 155 административных протокола.

В результате принятых мер, к ответственности привлечено 190 человек. Из них 32 были привлечены к дисциплинарной ответственности, 155 лиц - к административной, а 3 - уволены.

Что делать, если сроки всё-таки нарушаются?

Сегодня для своевременного оказания данных госуслуг принимаются все необходимые меры, усиливается контроль.

Однако напоминаем, если вы подали заявку через центр государственных услуг или портал my.gov.uz, но она не была рассмотрена вовремя, вы можете сообщить в АГУ по телефону доверия 1148, либо через портал my.gov.uz с помощью кнопки «Специальное сообщение», в самой заявке, если она была оформлена электронно. Специалисты изучат ситуацию и примут меры.

Top