14:14 / 08.10.2020
1438
«Знания учащихся в большинстве случаев не могут превышать уровень учителя» - заместитель директора агентства президентских школ

Школа является основной ступенью, определяющей направление будущего человека. Организация образования в школе во многом зависит от руководителя.

Корреспондент Kun.uz побеседовала с заместителем директора агентства по развитию президентских, творческих и специализированных школ Амируллой Абдуллаевым об улучшении качества образования в школах, о задачах руководителей школ.

- В этом году не было приёма в президентские школы. Получается, что в воспитании одарённых детей потерян один год?

- Это был вынужденный шаг в период пандемии. Принятие такого решения далось нелегко. Но, посоветовавшись с представителями системы здравоохранения и других сфер, мы приняли это решение.

Приём в президентские школы осуществляется с пятого класса. Но в ходе первого набора, после открытия школы, принимались ученики 5-10 классов.

Имеется возможность принятия одарённых учеников, не принятых в этом году в пятые классы президентских школ, в шестой класс. На следующий год будет проведён набор учеников в пятые и шестые классы.

Приём в президентские школы осуществляется на основе экзаменов. Этот процесс контролируется нашими иностранными партнёрами. По причине пандемии у них также не было возможности организовать визит в нашу страну.

Конечно, год пройдёт. Но ученикам не нужно зацикливаться на школе. Всегда нужно стремиться к получению знаний, читать дополнительную литературу, источники.

- Смогут ли выпускники специализированных школ обучаться в вузе совместно с выпускниками других общеобразовательных школ? В целом, отвечает ли качество высшего образования требованиям выпускников специализированных школ?

- Я далёк от того, чтобы критиковать систему высшего образования. Как и в каждой системе, у них существуют свои проблемы и недостатки. Можно сказать, что в системе высшего образования реформы реализуются значительными темпами. К примеру, многие вузы с нового учебного года переходят на кредитно-модульную систему образования. В вузах увеличивается количество часов, выделяемых на предметы по профессии и специальности.

Кроме того, в Узбекистане осуществляют деятельность иностранные и частные университеты, работающие по современным учебным программам. Считаю, что качество образования там находится на должном уровне.

Агентство также налаживает сотрудничество с вузами. Кроме того, планируется сотрудничество с вузами в плане подготовки выпускников некоторых школ системы агентства к вступительным экзаменам. Привлекаются преподаватели университетов для предоставления дополнительных знаний нашим учащимся.

- На мероприятии, посвящённом Дню учителей и наставников, был особо оценён опыт Каракульской школы. Может ли стать эффективным для специализированных школ обмен опытом с Каракульской школой?

- Каракульская международная математическая школа имеет свою позицию в республике. Недавно руководитель агентства Сарвар Бобохужаев посетил эту школу, ознакомился с её деятельностью, и обсудил с руководством школы развитие взаимного сотрудничества. В Каракульской школе внедрена своеобразная система образования.

95 процентов выпускников этой школы поступают в вузы. Кроме того, ученики занимают призовые места на различных международных олимпиадах и конкурсах.

В достижении таких результатов велика роль руководителя учреждения. Руководитель сформировал коллектив из самоотверженных и знающих учителей, и сумел объединить их стремлением к общей цели. Вместе с тем, в школе установлены строгие правила для учащихся. Этот опыт нужно изучить и другим образовательным учреждениям.

Что касается системы оценивания качества образования, то отдельной системы для простых и специализированных школ не существует. Каждое образовательное учреждение следует оценивать на основе потенциала учителей и результатов учеников, достигнутых успехов.

К примеру, можно оценивать школы по уровню поступления учеников в вузы, победам на олимпиадах, результатам рабочей деятельности.

Президентская школа города Ташкента с 2019 года сотрудничает с Каракульской международной математической школой. В этом году сотрудничество ещё более расширилось. В последние недели октября 2020 года ожидается визит администрации Каракульской школы в президентскую школу.

- Впервые планируется участие учащихся Узбекистана в исследованиях PISA и PIRLS. Как вы считаете, какой результат может показать Узбекистан в этих рейтингах?

- Мы впервые участвуем в международных исследованиях. Конечно, не ожидаем высокого результата от первого участия. В концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года предусмотрено постепенное улучшение позиции нашей страны в международных исследованиях.

Исследования будут оценивать учеников и учителей. Считаю, что все наши учителя готовы к вопросам, которые будут использоваться в ходе исследования. Но для подготовки следует внести изменения в учебные программы, учебники и учебную методику.

В результате международного оценивания будет дана объективная оценка уровню наших школ, их достижениям и недостаткам. Это покажет, что в будущем нам нужно будет оценивать самих себя, сделать выводы, и обратить внимание на определённые аспекты.

- Президент дал поручение Министерству народного образования и главам областей открыть в каждом регионе школы, обучающие на основе Каракульского опыта. Как вы считаете, достаточно ли в регионах педагогов, обладающих потенциалом для преподавания в таких школах? Если нет, то какой выход можно будет найти?

- Следует признать одну истину. В большинстве случаев знания учащихся не превышают уровень учителя. В каждом районе имеются знающие и опытные учителя. Нужно собрать их в одном месте, поощрять материально и морально, создавать для них условия. Всё это зависит от руководителя. Если руководитель образовательного учреждения твёрдо решит воспитывать совестливых, честных, самоотверженных, знающих, любящих Родину учеников, то он, обязательно, достигнет этого результата.

Вместе с тем, время показывает, что сегодня нужно работать с учителями. Следует усовершенствовать систему подготовки и переподготовки учителей. Этот вопрос ещё более повысит ответственность высших педагогических образовательных учреждений.

Вскоре ожидается открытие нового университета по направлению педагогики и педагогических факультетов в имеющихся высших учебных заведениях. Надеюсь, что это поможет нам решить проблему.

А пока эти учреждения не подготовят специалистов, нам нужно отобрать опытных и знающих специалистов из тех, что есть, и провести их переподготовку.

Беседовала Зилола Гайбуллаева

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top