Генеральной прокуратурой в течение 7 месяцев не принято более 14 тысяч обращений. Какова их дальнейшая судьба? Комментарий правоохранительного ведомства
Со 2 апреля по 31 октября текущего года 14 310 обращений, поступивших в Генеральную прокуратуру из различных регионов по почте (в том числе, 211 из иностранных государств), были отправлены обратно.
В числе многих сфер, пандемия ускорила также процесс перевода рассмотрения обращений граждан в дистанционный или онлайн-режим. Конечно, цифровизация предоставила нам немало удобств: мы избавились от стояния в очередях и ходьбы по кабинетам, экономится наше время, средства и нервы. Но существует и оборотная сторона медали…
При внедрении цифровых технологий, особенно, при приёме обращений онлайн, все государственные организации и слои населения (хотя бы при необходимости) должны иметь возможность пользования современными технологиями. Если это невозможно, или требует определённого времени, то существует другой альтернативный вариант: нужно оставить возможности обращения традиционным способом.
Согласно данным, строгие меры, принятые в целях обуздания заболевания в период пандемии, проблемы ввиду отсутствия своевременных комментариев к принятым решениям привели к повышению количества обращений в правоохранительные органы, в частности, в прокуратуру.
В поступивших к нам обращениях говорится о том, что уже в течение нескольких месяцев органы прокуратуры прекратили приём обращений населения в виде писем, под предлогом «предотвращения распространения коронавирусной инфекции».
В «Ташкентском почтамте» корреспонденту Kun.uz сообщили, что в Генеральную прокуратуру из разных регионов страны со 2 апреля по 1 ноября 2020 года поступило 14 310 писем, кроме того, с 1 июля по 1 ноября - 211 писем из иностранных государств, и ни одно из них не было принято (в большинстве случаев, письма были возвращены их авторам).
Как видно, дело не в проблеме одного или нескольких человек. Тут речь идёт о десятках тысяч человек, на обращения которых не то, что не ответили, их даже не рассмотрели.
Разве государственные организации не обязаны выслушать обращение каждого гражданина, и отвечать на него в рамках своих полномочий?
К примеру, один из граждан, обращение которого не попало в Генеральную прокуратуру из-за временной остановки приёма документов в бумажном формате, обратился в Народную приёмную Президента. В приёмной приняли обращение гражданина, и ответили, что его заявление не поступило в прокуратуру. Одна организация (прокуратура) заявляет, что «не принимает бумаги», а другая организация (Народная приёмная) сообщает что прокуратура «не принимает бумаги». Разве не интересно?
Теперь остановимся на правовых аспектах вопроса. Во-первых, в любом случае, обращение в государственные организации является конституционным правом граждан. Никто не вправе нарушать закон и лишать граждан такого права!
В статье 35 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям. Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом».
Кроме того, статьёй 18 закона «Об обращениях физических и юридических лиц» установлено, что «обращения подлежат обязательному принятию и рассмотрению государственными органами, организациями и их должностными лицами».
Согласно закону, обращения могут быть отправлены в государственный орган самостоятельно, по почте или в электронном формате.
В соответствии со статьёй 23 закона, отказ государственного органа, организации или их должностных лиц в регистрации обращения строго воспрещается.
Кроме того, в статье 7 Закона «О прокуратуре» говорится: «Органы прокуратуры рассматривают заявления и жалобы граждан, а также, обращения физических лиц, принимают меры по восстановлению их нарушенных прав и защите законных интересов».
Как видно, и в Конституции, и в основных законах, регулирующих обращения граждан и деятельность прокуратуры, не приводятся основания для отказа в рассмотрении обращений в бумажном формате.
В ответе Генеральной прокуратуры говорится о возможности позвонить на короткий номер кол-центра 1007. Во-первых, дозвониться на этот номер довольно сложно, и ответственные лица, наверное, прекрасно об этом знают. Часто в ожидании очереди оканчивается временная граница, установленная операторами связи, а если перезвоните, то вас снова записывают в очередь. А в отдалённых регионах качество связи оставляет желать лучшего. Вместе с тем, по телефону невозможно предоставить документы, полностью раскрывающие проблему, фото и другие медиа-материалы.
Отправка обращения по рекомендованному Генеральной прокуратурой интернет-сайту «pm.gov.uz» тоже имеет своеобразные сложности. Прежде всего, большинство пожилых людей, не то, что отправить обращение на сайте и ввести данные в портал – они не могут даже зайти в интернет. Ко всему прочему, при обращении через сайт нужно изложить свою проблему в электронном формате, а для этого нужен компьютер.
Ещё одно препятствие для авторов обращений – проблемы с подключением к интернету в отдалённых регионах. Подумайте сами: насколько равны возможности жителей центров городов и отдалённых кишлаков при отправке обращения с помощью интернета?
Если бы граждане умели отправлять обращения по интернету, или у них была такая возможность, неужели более 14 тысяч граждан за 7 месяцев отправили бы письма в Генеральную прокуратуру?
Что касается медицинского и санитарного аспекта, учёные уже высказывали различные мнения по поводу срока сохранения коронавируса на письмах, и вообще, на бумаге. К примеру, вирусологи Национального института здоровья США заявляют, что коронавирусная инфекция сохраняется до 3 часов на открытом воздухе, и до 24 часов на картонных коробках. Согласно исследованиям, проведённым учёными Национального института аллергических и инфекционных заболеваний США и университета Гонконга, жизнь вируса на бумаге и салфетках продолжается менее 3 часов.
Ещё один интересный факт. Вирус дольше сохраняется не на бумаге, а на металле, пластиковых предметах, стёклах и ручках дверей – от 4 до 7 дней. То есть, организации не смогут защитить своих сотрудников от заболевания посредством отказа в приёме писем. Поскольку сотрудники, приезжающие на работу на автомобилях, на общественном транспорте, руководители, принимающие граждан на выездных приёмах, также могут быть переносчиками вируса.
Ещё один пример. В период пандемии другие государственные организации, министерства и местные хокимияты также работали с бумагами, с соблюдением карантинных правил. Продолжили свою работу как почтовая служба, в основном работающая с письмами, так и народная приёмная президента, куда поступает множество обращений граждан, а также, Центральный банк с ежедневным оборотом наличности. Кроме того, в самой Генеральной прокуратуре, в этот период, наверное, тоже продолжился оборот бумажных документов с другими организациями.
Если организация так уж беспокоится за своих сотрудников, то можно было обустроить специальное дезинфекционное помещение для обращений граждан на основе вышеуказанных медицинских и санитарных требований. В этом помещении можно было бы несколько дней хранить письма, дезинфицировать, а потом изучать.
Мы связались по данному вопросу с начальником отдела по связям с общественностью и правовой информации Генеральной прокуратуры Хаётбеком Шамсутдиновым. По словам Шамсутдинова, действительно, по причине пандемии, в целях предотвращения распространения заболевания среди сотрудников, обращения, поступившие в Генеральную прокуратуру, не принимаются.
В ходе изучения вопроса мы получили информацию о том, что в Генеральной прокуратуре, спустя 7-месячный перерыв, с 1 ноября начали принимать обращения в форме писем. Однако, вопрос о судьбе более 14 тысяч непринятых обращений пока остаётся открытым.
В целях внесения ясности в данный вопрос, представители Генеральной прокуратуры пригласили корреспондента Kun.uz в управление по работе с обращениями.
По словам заместителя начальника управления по работе с обращениями Анвара Ихтиёрова, исходя из требований постановления Кабинета Министров №176 «О дополнительных мерах против распространения коронавирусной инфекции» от 23 марта 2020 года, в органах прокуратуры был временно приостановлен приём документов в бумажном формате в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического спокойствия и безопасности населения, предотвращения распространения коронавирусной инфекции. 2 апреля 2020 года об этом, в первую очередь, было официально сообщено службе почтовой связи, наряду со всеми министерствами и ведомствами.
Кроме того, в органах прокуратуры Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов, а также, в департаменте по борьбе с экономическими преступлениями и бюро принудительного исполнения был организован приём обращений по телефону, и об этом было объявлено на веб-сайте Генеральной прокуратуры 24 марта.
«Однако, исходя из настоящих ограничений, приём обращений населения, а также, физических и юридических лиц по телефону доверия «1007» и интернет-сайту pm.gov.uz, был усилен в два раза.
Если подсчитать вместе с периодом пандемии, количество обращений, поступивших в органы прокуратуры за 10 месяцев текущего года, составило 315 128. 165 455 обращений были решены непосредственно в органах прокуратуры, из них 32 294 были удовлетворены, 3 303 – отклонены, а по 129 858 обращениям даны разъяснения. В результате принятых мер права 29 415 лиц были восстановлены прокурорами.
Кроме того, за 10 месяцев, поступило 87 889 обращений в «Центр приёма обращений по телефону» (кол-центр 1007) в составе управления по работе с обращениями Генеральной прокуратуры. 15 772 из них были удовлетворены, по 69 488 – даны разъяснения, 1 813 – отклонены, а 687 – оставлены без рассмотрения. Некоторые граждане звонили на номер 1007, говорили по 40-50 минут, в результате у других не хватало терпения, и они отключались. Позвонив потом, они попадали в новую очередь.
Сотрудниками органов прокуратуры были приняты 153 377 граждан и представителей юридических лиц по республике. 59 753 из них были приняты прокурорами, 36 789 – заместителями прокуроров.
В ходе выездных приёмов генеральный прокурор лично принял 122 физических и юридических лица, а заместители Генерального прокурора – 1 716.
Во время пандемии органы прокуратуры не прекратили приём обращений, и осуществляли постоянную деятельность. Старались принимать проблему каждого гражданина как свою собственную» - говорит Анвар Ихтиёров.
По словам представителя Генеральной прокуратуры, обращение каждого гражданина принимается. Если по какой-то технической причине связь оборвётся, то можно попытаться снова. На это нет никаких ограничений.
Анвар Ихтиёров подчеркнул, что с 30 октября 2020 года восстановлен приём писем по почте. Если обращения граждан, направленные во время пандемии, не были решены, то они могут направить их повторно.
«Если ранее письма сразу направлялись для исполнения, то сейчас, до 1 дня, они хранятся внутри кварцевого шкафа, потом сканируются и передаются на изучение» - рассказал он.
Сообщалось, что большинство писем, непринятых во время пандемии, должны были рассматриваться на выездных приёмах территориальных прокуроров и руководителей Генеральной прокуратуры, а также после их отправки гражданами в электронном формате.
Кроме того, 34 сотрудника отрасли, осуществляющей деятельность по приёму и распределению документов, попавших в Генеральную прокуратуру в период пандемии – заболели COVID-19, а источник их заболевания неизвестен.
Фаррух Абдусаттаров,
корреспондент Kun.uz
Новости по теме
10:17 / 24.10.2024
Доля наличных денег в обращении в Узбекистане снизилась до 20,7% — ЦБ
16:12 / 14.10.2024
Хокимият Ташкента призвал жителей помогать бездомным животным в холода
17:55 / 13.01.2024
Генпрокуратура: будет рассмотрен вопрос о разделении дней недели для автомобилей с четными и нечетными номерами
14:34 / 10.07.2023