Узбекистан | 18:26 / 21.11.2020
33006
12 минут чтения

«Перевозка пассажиров запрещена!» О серьёзной проблеме в Самарканде

Пассажиры из отдалённых районов сталкиваются с серьёзными проблемами из-за запрета на DAMAS, в то время как перевозка пассажиров на автобусах продолжается.

Фото: KUN.UZ

Недавно в Тайлакском районе Самаркандской области был очень серьёзный рейд, и мало кто о нём не слышал. Средь бела дня перекрыли дорогу для машин, везущих людей на рынок, и стали штрафовать аж на целых 5 млн сумов. Все, кто выехал в тот день на рынок, в курсе этой ситуации.

Нет, это не преувеличение. В 2020 году, когда Илон Маск запускает корабли, рассекающие просторы вселенной, в Тайлаке преградили путь водителям, везущим людей на рынок и пытающимся прокормить семью, да ещё и оштрафовали на миллионы, когда некоторые семьи и так еле концы с концами сводят после карантина.

Возникает вопрос: что делать этим водителям: два раза в неделю возить людей на рынок и принести в дом хоть какие-то деньги, если кто-то заразился коронавирусом – возить ему лекарства, покупать дорогущий корм для скота, оплачивать долг за свет, начисленный «очень чувствительной» системой АСКУЭ, или выложить свои кровные, заработанные деньги в кабинете руководителя, сидящего в кожаном кресле и отдающего приказы?

Известно ли тем, кто приказал преградить путь этим водителям и оштрафовать их, что народ и так согнулся в три погибели, люди покупают мясо граммами, а с марта миллионы узбеков озабочены лишь тем чтобы заработать на пропитание?

Изначально перевозка пассажиров без лицензии «процветала» во всех областях. Во всех городах улицы переполнены немаршрутными такси, не имеющими разрешения. Естественно, многие пользуются их услугами. К сожалению, детально не изучены факторы, повлёкшие эту проблему, и причины незаконной перевозки пассажиров. Постараемся рассмотреть ситуацию на примере Самаркандской области.

Сотрудники транспортного управления области за последние 10 месяцев выявили 2 864 факта незаконной перевозки пассажиров и направили материалы в суд. Представьте себе, эти цифры измеряются тысячами, значит, столько людей занимаются этой деятельностью. По оценкам специалистов, в Самарканде количество таких водителей составляет около 3000.

За прошедшие 10 месяцев текущего года транспортным управлением области вместе с организациями-партнёрами проведено 718 совместных рейдов. Именно по вопросу незаконной перевозки пассажиров. Тем не менее, проблема не исчезла. Значит, если задержание и штрафы не влияют на таких водителей, и их число не сокращается, то, может, проблема коренится в самой системе?

Если в системе перевозки пассажиров, в целом в системе транспорта, существуют какие-либо неудобства для пассажиров, они вынуждены искать «обходные пути». В любом случае, не может быть такого, что тысячи наших соотечественников склонны к нарушению закона.

Один из водителей, занимающихся незаконной перевозкой пассажиров, рассказал об этих неудобствах. Кстати, ряд водителей, осуществляющих деятельность, имея соответствующее разрешение, говорят о тех же проблемах.

Десятисекундный технический и медицинский осмотр

Самая основная (можно сказать, и самая смешная) проблема заключается в том, что водитель каждый день должен проводить техосмотр своего автомобиля и проходить медосмотр.

Скажем, в одном предприятии по перевозке пассажиров имеется 60 таксистов. А теперь подумайте, если на тех- и медосмотр каждого водителя потратить по 10 минут, то на этот процесс уйдёт 10 часов. И сколько времени останется водителю для работы?

Поэтому водитель ищет другие пути получения ежедневной путёвки, подтверждающей прохождение осмотров. Мы часто видим, как большинство таксистов по дороге заезжают на базу предприятия, вместе с пассажирами, и моментально проходят все осмотры. Интересно, как водитель за несколько секунд успевает пройти и техосмотр, и медосмотр? В целом, как видите, делать это каждый день — невозможно, иначе не останется времени на работу. И кому нужно такое очковтирательство?

Вторая проблема. Для осуществления законной деятельности таксист платит предприятию по перевозке пассажиров до 3 млн за годовую лицензию. Кроме того, в городе водитель ежедневно платит по 40-45 тысяч сумов за «путёвку». Если же он в какие-то дни не выходит на работу по некоторым причинам, водитель всё же продолжает оплачивать это «драгоценное» разрешение.

В некоторых районах автомобили DAMAS, которые ездят по лицензии, тоже берут ежедневные «путёвки» за 40-45 тысяч. Предприятие, принимающее эти платежи, ничего не делает для водителя: не предоставляет запасные части для машины, не оказывает бесплатные услуги, не даёт топлива. Может быть, эти расходы и излишняя «головная боль», которой больше нигде нет, становятся причиной деятельности такси без разрешения?

Дабы не быть голословными, возьмём пересечение улиц Дагбитской и Рудаки в городе Самарканде. Здесь можно увидеть, как сотни такси без разрешения едут в Иштыханский, Пайарыкский, Акдарьинский и Кушрабатский районы. Если распространяется новость о рейде, улица мгновенно становится пустой. А пассажиры не могут добраться, куда им нужно. Во-первых, выше говорилось о причинах избегания законной деятельности. Во-вторых, по данным направлениям законных направлений такси не было, и нет.

К примеру, в Кушрабатский район сейчас ни одно официальное такси не поедет. Два уже давно работающих предприятия по перевозке пассажиров не запускают машины туда. Когда готовился этот материал, из Кушрабата поступило обращение следующего содержания: «Наша махалля расположена за 18-20 км от районного центра. Таксисты берут за проезд по 8 тысяч сумов, говорят, хотите – езжайте, не хотите – дело ваше. А если соберётся много людей, то «заряжают» и по 10 тысяч сумов. Совесть тоже нужно иметь. Хорошо бы, ответственные лица заинтересовались этим вопросом».

В районах ситуация действительно прискорбная. В последние 20 лет в районах пользуются в основном автомобилями DAMAS. В этих отраслях существуют определённые требования для получения лицензии, а также ежедневные и годовые платежи. А в местах, где относительно мало пассажиров, законных направлений нет вообще. К примеру, вы хотите ездить из районного центра в какой-то кишлак на основе разрешения, значит, прежде всего, нужно получить лицензию в предприятии по перевозке пассажиров именно по этому направлению. Но по этому направлению таких предприятий нет. Вот так и получается, что все машины DAMAS в большинстве районов ездят незаконно.

Приведём пример: в Тайлаке, как и во многих районах, нет направлений по перевозке пассажиров, доставляющих из райцентра в махалли. Общественный транспорт тоже не ходит. Потому что, как мы говорили выше, по небольшим направлениям мало пассажиров. Многие ездят один-два раза в неделю на рынок, и всё. В результате, владельцы транспорта, которые хотят официально работать на этих дорогах, не смогут совершать ежемесячные платежи, требуемые предприятиями по перевозке пассажиров. Ежедневных тех- и медосмотров нет нигде в мире, зато они есть в районах…

В результате, в дни работы рынка люди голосуют личным автомобилям, проезжающим по улице, или устно договариваются с каким-нибудь владельцем DAMAS.

В эти дни в Тайлаке можно часто увидеть такую картину: группа в составе сотрудников, представляющихся представителями транспортного управления, останавливает DAMASы и другие легковые автомобили и интересуется, перевозят они пассажиров или нет. Поэтому, машины, едущие из райцентра в махалли, сразу бросаются врассыпную, а пассажиры остаются посреди дороги, и страдают.

Конечно, неправильно заниматься незаконной перевозкой пассажиров. Но если законной перевозки нет? Людям что, летать? Ведь не у всех есть автомобили. Мы считаем, что те, кто преследует и штрафует таких водителей, должны сначала открыть законные направления. Подобные меры – не выход из проблемы.

В нашей стране в качестве решения этих проблем, ожидалось разрешение физическим лицам на перевозку пассажиров. Но эта практика, ожидаемая многими в течение долгих лет, так и не была разрешена. А ведь это очень даже соответствует действиям президента по сокращению теневой экономики.

Кстати, в последние годы автобусные рейсы, запущенные в ряд районов, снова приостановились. Это связывают с тем, что пассажиры всё равно ездят на незаконных такси. Многие водители не соглашаются на законную перевозку пассажиров. Только в дни рейдов такие водители не выходят на улицу, а это, как говорилось выше, влечёт за собой трудности для населения.

В общем, дело такое: ответственным лицам нужно изучить проблемы в системе транспорта, и причины, почему тысячи водителей выбирают именно незаконную перевозку пассажиров. Поскольку, не изучив причины, невозможно бороться с последствиями. Ведь цель – не только выявить и оштрафовать правонарушителей!

Ещё один момент. По словам областного транспортного управления, временный запрет на перевозку пассажиров на автомобилях марки DAMAS согласно решению республиканской специальной комиссии – всё ещё в силе. Только в некоторых областях решениями хокимов разрешили эту деятельность. Пассажиры сталкиваются с множеством проблем из-за отсутствия разрешения на DAMAS, в то время как перевозка на другом транспорте, в том числе автобусах на 40 человек – продолжается.

Два слова в качестве заключения. Друзья, давайте не будем забывать о том, что невозможно достичь развития без общественного транспорта. Ведь если люди будут знать, что в определённое время суток существует маршрут с конкретными ценами, они спокойно будут трудиться на рабочем месте, и если задержатся, им не придётся просить в долг у коллег. А в результате денег, выделенных из зарплаты на проезд, хватит до следующей зарплаты, и производительность труда повысится. А граждане, которым не нужно будет совершать лишние траты, будут очень рады. Ведь обогащение населения – это обогащение Родины.

Анвар Мустафокулов, корреспондент Kun.uz

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме