08:19 / 02.01.2021
9129

«Учёный, замешанный в коррупции, для меня – не учёный» - беседа с математиком Аброром Худойбердиевым

Доктор физико-математических наук Аброр Худойбердиев 28 декабря в числе других соотечественников во дворце «Куксарай» был награждён президентом медалью «Шухрат».

Аброру Худойбердиеву, профессору УзНУ, ведущему научному сотруднику института математики Академии Наук Узбекистана, всего 34 года. В 2015 году он получил учёное звание доктора наук.

Корреспондент Kun.uz после церемонии побеседовал с молодым учёным.

Если школьник спросит, для чего нужна математика…

- В понимании некоторых людей математика – очень сложный предмет. Так ли это?

- Верно, многие думают, что математика чрезвычайно трудная. Я считаю, что если её хоть немножко любить, то она не будет казаться такой сложной. А когда у человека нет интереса или любви к своему делу, то его никак нельзя научить, никакими методами.

Значит, во-первых, нужна любовь. Во-вторых, способности, а в-третьих – трудолюбие. Эти три аспекта являются духовной основой математики. Школьнику достаточно и первых двух, потому что ребёнка с интересом и склонностью к математике научить не сложно.

Для чего нужно трудолюбие? Если у человека есть любовь к своему делу и способности, но он не работает над собой, он не достигнет желаемой цели. То есть, это больше зависит от целей, которые человек ставит перед собой.

- Если школьник спросит, для чего нужна математика, что бы вы ему ответили?

- Ваш вопрос очень уместен. Ребёнок, без труда решающий задачи в младших классах, связывающий их с жизнью, в старших классах может растеряться, так как математические правила, задачи и формулы начинают усложняться. Тогда у ученика появляется естественный вопрос: зачем это нужно, для поступления в университет или просто необходимо изучить? Здесь потребуется мастерство учителя, то есть, к каждой задаче нужно найти особый подход.

Если действовать таким образом, каждую задачу можно применить к жизни, и можно её объяснить. Но это уже зависит от мастерства педагога. На самом деле все задачи и примеры в школе можно объяснить, связав их с жизнью.

Студентам, обучающимся по математическому направлению, следует уделять больше внимания педагогической стороне: как лучше объяснить и преподнести это ребёнку.

«Современный учёный так же активен, как современный бизнесмен»

- Каким видит мир математик?

- Не следует забывать, что учёный в любой сфере – это прежде всего человек. В том числе, математик. В народе не зря говорят: «Учёным стать легко, а человеком – трудно». Таким образом, каждому учёному ничто человеческое не чуждо.

У учёных, особенно математиков, присутствует свой характер. Многие, решая задачу, уходят в себя, и постоянно об этом думают, пока не найдут решения.

В студенческие годы наши преподаватели говорили, что для решения задачи нужно заниматься ею не только в свободное время, а постоянно размышлять об этом.

К тому же, математики любят точность, пунктуальность, всегда вовремя выполняют любое дело. В жизни это тоже часто встречается, математик в любое место приходит без опозданий, будь то на занятия, или на мероприятия, он привык всё начинать вовремя. Если он за что-то берётся, то выполняет это от души, и не относится небрежно, не бросает, недоделав до конца.

- В сознании существуют застывшие стереотипы. Многие ассоциируют учёного со старым столом, стулом, пыльным книжным шкафом. На ваш взгляд, каков современный учёный?

- Верно, раньше учёных представляли именно так. Но сейчас учёный должен иметь современные международные связи, эффективно пользоваться Интернетом. Потому что сейчас вся работа связана со всемирной сетью.

В сети имеются специальные сайты, различные иностранные журналы по каждой отрасли науки, которыми можно пользоваться. Человек, считающий себя современным учёным, и уважающий себя, так и делает. Проще говоря, современный учёный так же активен, как и современный бизнесмен, на любом жизненном поприще, в том числе, в социальных сетях.

Я тоже несколько часов в день пользуюсь Интернетом, нахожу разные научные работы, читаю их, анализирую, связываюсь с партнёрами, в наше время без этого никак. Если кто-то до сих пор считает, что учёные сидят в библиотеках и читают старые книги, то ошибается.

Хочу добавить, что сейчас не только учёные, но и студенты должны оперативно получать новости современной науки. Одной из актуальных проблем является необходимость получения университетами открытого доступа к международным журналам. Считаю, что в этом плане у нас работа пока полноценно не ведётся.

Каждый учёный, исходя из своих возможностей, должен иметь такой доступ, возможности использования, к примеру, я могу скачать и прочесть статью, которая мне нужна. Но не у всех есть такие возможности, и вузы должны это обеспечить. Если сопоставить с Европой, мы в этом отношении значительно отстаём.

Для получения доступа на счёт иностранной фирмы переводятся деньги. За счёт чего, как? Если соответствующие организации решат подобные проблемы, то это будет большим вкладом в развитие науки.

Математическое образование: нужно ли преподавать математику в вузах другой специальности

- Как вы считаете, какие направления или подходы следует внедрить в высшее образование по математике?

- На студентов математического направления сегодня возлагается большая ответственность, увеличен приём по данной специальности, и мы должны быть очень осторожными, чтобы не снизилось качество, ведь при увеличении количества обычно страдает качество.

К каждому студенту нужен особый подход, мы должны давать им разные направления. Определённую часть – по фундаментальному направлению, определённую часть – по работе с практикой, какую-то часть нужно готовить как педагогов. Молодых людей, интересующихся теоретической математикой, сразу нужно готовить к научной работе.

- Я слышал от одного учёного. «Если ты математик, значит, ты – программист, а если ты программист, значит должен быть математиком, иначе ты – ноль». Как вы можете прокомментировать это мнение?

- Программирование и математика тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, нужно знать математику, чтобы стать программистом. В первую очередь, до составления программ, составляется алгоритм, математическая модель. При этом математика играет большую роль. Математическое мышление очень важно при составлении самого оптимального алгоритма и верного соединения логических связок.

Во-вторых, что касается данного вопроса, учёный, занимающийся теорией, не выполняет крупные расчёты вручную, это – невозможно; он создаёт для этого определённую компьютерную программу. Кроме того, для математиков имеется математический язык под названием «математика Вольфрама», с помощью которого мы и выполняем все расчёты. Без этого невозможно представить современную математику.

- Нужно ли преподавать математику в вузах другой специальности, и как это должно происходить?

- Уместный вопрос. Я отвечу так: да, обязательно нужно преподавать. Но, с другой стороны, нужно подумать: как следует это делать? Если не преподавать на уровне требований, то снова вернёмся к первому вопросу, для чего нам нужен этот предмет. Потому что не стоит попусту растрачивать время студентов.

Вторая часть этого вопроса очень болезненна. Какие аспекты математики нужны определённым специалистам, что соответствует их сфере, что поможет развить их мыслительные способности? Подобные вопросы являются актуальными проблемами. Также, нужно уметь применять изученное в профессиональной деятельности. На эти вопросы точного ответа пока не найдено.

Я не преподаю математику студентам-неспециалистам, но я в курсе их учебных программ, и могу сказать, что многие программы похожи друг на друга. Естественно, возникают подобные вопросы.

Но пока наши специалисты не пришли к единому стандарту. То есть, нет правил, какая математика нужна студентам по определённой специальности. К примеру, если он станет инженером или архитектором, ему нужно работать с учёными в данной сфере.

«Учёный, замешанный в коррупции, для меня – не учёный»

- Что необходимо учёным в первую очередь?

- Для учёного главное – условия для работы. Во-вторых, если у него в семье всё в порядке, то он сможет заниматься любимым делом, не отвлекаясь. Математика не требует специальных лабораторий, для работы достаточно времени и спокойствия.

- Учёный, бюрократия и коррупция. Какого вы мнения придерживаетесь о пересечении этих понятий?

- Говоря об учёных и бюрократии, можно использовать два ракурса. Во-первых, с точки зрения самих учёных, а во-вторых, в плане отношений с руководством. Среди учёных, особенно математиков, бюрократии не существует. Все могут высказать своё мнение, и если научный руководитель выскажет своему ученику недостатки и ошибки в ходе обсуждения его работы, то никаких обид не бывает. Наши научные семинары всегда проходят бурно, все свободно высказывают своё мнение, и стар, и млад.

Но, что касается отношений с руководством, я затрудняюсь об этом говорить. Существуют свои нюансы. Если руководитель молод, он может воздержаться от резких суждений, потому что это может быть неправильно воспринято. По-моему, это постепенно тоже исчезает, и в будущем появятся возможности для верного восприятия любых мнений.

Что касается коррупции, учёный, замешанный в таких делах, для меня – не учёный. Это нельзя понять и принять. Нас так учили преподаватели.

Сейчас у нас в стране стало популярным публиковаться в иностранных журналах. Многие слепо стремятся к этому. На самом деле, публикации в иностранных журналах действительно нужны. Труды учёных из каждого государства должны быть опубликованы в международных журналах, чтобы с ними ознакомилось мировое сообщество. Существуют различные базы международных журналов: Scopus, Web of Science – самые знаменитые из них. У нас популярно публиковаться в журналах, входящих в базу Scopus.

Большинство журналов из этой базы являются авторитетными, но, в последние годы, в базе Scopus увеличилось количество разных фальшивых, «мусорных» журналов. Такие журналы занимаются коммерческими публикациями статей, без всякой редакции, проверки. Они только просят деньги, и других требований к автору не предъявляют. Эти журналы формально выполнили критерии, требуемые Scopus, и попали в базу.

Учёные, которые не могут написать хорошие статьи, публикуются именно таким образом, а средства платят из своего кармана, за счёт университета или какого-то гранта. К сожалению, такое сейчас – сплошь и рядом. Считаю, что нужно устранить публикации статей за деньги в таких «мусорных» журналах. По мне, так это – тоже в какой-то степени коррупция.

Возможно, следует наладить работу с базой Web of Science. Потому что в этой базе нет фальшивых журналов.

Ещё один момент, нельзя сразу требовать такие статьи от вчерашнего магистра, устроившегося на работу в вуз. Потому что для получения научных результатов на таком высоком уровне ему нужно понять суть научной работы, а на это уйдёт год-два. Даже если он за это время подготовит статью, на публикацию в авторитетном журнале уйдёт ещё как минимум год. Значит, молодому специалисту нужно 3-4 года, чтобы опубликовать хорошую статью.

Возможно, «мусорные» журналы появились в результате гонки, кампании. Эти стороны также следует изучать.

Беседовал Йигитали Махмудов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Top