Узбекистан | 20:11 / 05.01.2021
19290
14 минут чтения

В чём разница между бедностью и нищетой?

Заместитель премьер-министра Джамшид Кучкаров сообщил, что в 2020 году ни одна из категорий населения Узбекистана не оказалась в разряде бедных. Этот вопрос бурно обсуждался пользователями социальных сетей. Kun.uz обратился к министерству с несколькими вопросами.

Директор департамента Министерства экономического развития и борьбы с бедностью Илхом Маматкулов рассказал о различиях между терминами «бедность» и «нищета», о мерах по борьбе с бедностью в Узбекистане. Маматкулов ответил на вопросы Kun.uz следующим образом.

Директор департамента Министерства экономического развития и борьбы с бедностью Илхом Маматкулов

Как трактуются в Узбекистане термины «бедность» и «нищета»?

Вопрос бедности впервые в истории Узбекистана был поднят в ходе обращения президента Республики Узбекистан к Олий Мажлису 24 января 2020 года. Эта тема оказалась во главе повестки дня социально-экономической политики.

Среди граждан бытует мнение о том, что эту проблему можно решить посредством выплат социальных пособий и материальной помощи, или повышения их размера. Но это – односторонний подход, не дающий возможности решить проблему в полной мере. Поскольку, сокращение бедности должно быть направлено на осуществление комплексной социальной и экономической политики по пробуждению предпринимательского духа у населения, полной реализации внутренней силы и потенциала человека, созданию новых рабочих мест. Кроме того, важнейшим фактором для выхода из бедности должно стать стремление человека к конкретной цели, опираясь на свои силы.

Согласно указаниям главы государства, в целях тщательной разработки конкретных рычагов и механизмов сокращения бедности, минимальных стандартов и нормативных основ социального обеспечения, критериев определения и способов оценивания уровня бедности с учётом иностранного опыта, в короткие сроки были привлечены 14 экспертов из таких международных организаций, как Всемирный банк, Программа развития ООН, Азиатский банк развития.

Совместно с этими экспертами был разработан проект «Концепции по сокращению бедности в Республике Узбекистан в 2021-2023 годах», охватывающей вышеуказанные задачи. Сейчас проект этого документа направлен на утверждение в Администрацию президента Республики Узбекистан в установленном порядке по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.

Что касается непосредственно понятий бедности и нищеты, следует отметить, что сейчас во всём мире не разработано общепринятое и согласованное определение этих понятий. Каждая страна определяет их исходя из собственных критериев бедности.

Согласно определению ООН, нищета – это нехватка доходов и ресурсов, необходимых для жизни человека, а также, голод, недоедание, наличие ограничений в пользовании здравоохранением, образованием и другими основными услугами, отсутствие жилья, проживание в опасной природной и техногенной среде, а также в условиях социального неравенства (Из «Всемирного саммита ООН по социальной защите на высшем уровне»).

Бедность проявляется в отсутствии выбора и возможностей в жизни человека, наличии препятствий для полноценного участия в обществе, нехватке возможностей для обеспечения своей семьи, получения образования, лечения в больнице, осуществления деятельности в какой-либо сфере или труда, дающего возможность получения дохода, а также в ограниченных возможностях для получения кредита. Также, бедность – это ограниченность людей, домашних хозяйств и коллективов с социальной точки зрения, безвыходность, беспомощность перед опасностью (Из «Пособия по измерению бедности» экономической комиссии ООН, 2017 год, Нью Йорк, Женева).

Кроме того, согласно методике, предложенной Всемирным банком в 2015 году в результате исследований, проведённых в 115 странах, для всех стран, по паритету покупательной способности по ценам 2011 года, рекомендовано определить порог нищеты – 1,9 долларов США, а порог бедности, исходя из низкого, среднего и высокого уровня доходов населения стран – 1,9; 3,2; 5,5 и 21,7 долларов США.

Исходя из вышеуказанного определения и методик, на основании отдельной методики по определению бедности, слой населения, совокупный доход (или расход) которого не достигает установленной границы бедности, может быть признан бедным, тогда как слой населения, абсолютно не имеющий возможности для удовлетворения необходимых жизненных потребностей, можно признать нищим.

Существует ли методология и теории по определению бедности? Какой путь избрал Узбекистан?

Когда речь идёт о методике определения бедности, прежде всего, следует ответить на вопрос, для чего нужна данная методика. Методика определения бедности является необходимой для определения государством доли бедного слоя населения в составе общего населения и реализации конкретных мер по сокращению бедности. Кроме того, порог бедности служит основой при определении основных социальных стандартов в системе социальной защиты населения.

В мировой практике имеется 4 основных метода определения порога бедности: абсолютный, относительный, депривационный и многомерный. Эти способы устанавливаются исходя из уровня приоритетности социальной политики, развития экономики и внутренних возможностей страны. Ряд стран пользуются абсолютным или относительным методом для определения границы национальной бедности.

Граница абсолютной бедности определяется стоимостью товаров и услуг, необходимых для жизни человека. В мировом опыте для определения порога абсолютной бедности принято 25 процентов ВВП на душу населения, а в большинстве развитых стран (США, Канада, Нидерланды) этот показатель относительно выше.

Относительный метод определения границы бедности заключается в сопоставлении дохода человека по отношению к остальным членам общества (к примеру: 50 процентов, 60 процентов от среднего дохода населения и т.д.).

Однако, относительный метод учитывает уровень неравенства в обществе, но полностью не отражает доход всех слоёв населения и изменение уровня бедности. Но всё же ряд государств используют относительный метод при определении границы бедности. К примеру, если в Венгрии, Эстонии, Беларуси, Черногории, России 60 процентов от медианного дохода населения приняты в качестве порога бедности, то, соответственно, данный показатель в Польше составляет 50 процентов, а в Украине – 75 процентов.

Помимо вышеуказанных методов, в качестве дополнения к монетарным методам на практике используется метод оценивания удовлетворения материальных и социальных возможностей населения (депривация).

При этом, граница бедности определяется путём оценивания возможностей пользования людей определёнными товарами и услугами. К примеру, в Европейском Союзе, человек, не могущий пользоваться 4 видами товаров и услуг из 9, считается бедным.

В перечисленных методах ограничена количественная оценка беспрепятственного участия человека в социально-экономических процессах. Поэтому в мировом опыте также используется метод многомерного оценивания бедности. Этот метод используется в Армении, Гондурасе, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Мозамбике, Бутане, Пакистане, Панаме, Сальвадоре, Чили, Эквадоре, в некоторых странах ЕС и при подсчёте индекса человеческого развития ООН.

В многомерном методе бинарным способом (за ответ «да» - 1, за ответ «нет» - 0) подсчитывается ряд индикаторов, выражающих пользование социально-экономическими возможностями домашнего хозяйства или человека.

Европейская экономическая комиссия ООН при многомерном подсчёте уровня бедности рекомендует учитывать такие показатели, как уровень жизни населения, услуг, здравоохранения, образования, занятости и окружающей среды.

По результатам изучений, проведённых совместно с экспертами Всемирного банка, Министерство экономического развития и сокращения бедности для определения уровня бедности в нашей стране вводит понятие стоимости минимальных потребительских расходов, необходимых для одного человека и состоящих из продовольственной, непродовольственной продукции и услуг. Своеобразие данного метода исходит из состава и характера реального потребления населения (consumption behavior).

Что входит в минимальные потребительские расходы? Как осуществлялись расчёты?

На основании данных, полученных в ходе регулярно проводимого опроса домашних хозяйств, исходя из доходов и расходов населения, население поделили на 10 групп (по 10 процентов), и изучили свойства расходов на продовольственную, непродовольственную продукцию и услуги для нижних 30 процентов (поскольку в этих группах наблюдался почти одинаковый рост расходов на продукты питания гармонично с повышением доходов).

В данных группах почти 70 процентов общих расходов приходятся на продукты питания, а остальные 30 процентов – на долю непродовольственных товаров и услуг.

Соответственно, исходя из необходимого количества калорий и стоимости продуктов питания, будет подсчитан размер необходимых минимальных расходов.

Для сведения, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) рекомендовала потребление продовольственной продукции в среднем на 2100-2300 калорий в день для одного человека в Республике Узбекистан.

Данный метод отражает свойства реального потребления населения с малым доходом в отличие от общих или стандартных подходов.

Иначе говоря, будет определён размер минимальных расходов для продовольственной продукции с необходимым количеством калорий, непродовольственной продукции и услуг для населения с малым количеством дохода.

Следует отметить, что этот метод и подход является одним из критериев, широко применяемых в мировой практике. Международные эксперты предлагают его сейчас как самый оптимальный и подходящий подход.

Данный метод и критерий послужит практическим инструментом при точной и адресной организации нашей работы по сокращению бедности.

Каковы ожидаемые результаты?

Президент Республики Узбекистан в обращении к Олий Мажлису 29 декабря 2020 года отметил, что в 2021 году намечена конечная цель экономических реформ и ряд задач по сокращению бедности и повышению благосостояния населения, в том числе:

1.    Совместно с Программой развития ООН, Всемирным банком и другими международными организациями будет разработан проект «Стратегии по сокращению бедности в Республике Узбекистан до 2030 года».

2.    Будут введены комплексные подходы и нестандартные методы по сокращению бедности, то есть, на основе глубокого анализа по гарантированному обеспечению основных потребностей бедного населения, совместно с международными экспертами будут завершены расчёты, и с 1 марта текущего года будет введена «Стоимость минимальных потребительских расходов населения».

Данный подход, наряду с предоставлением кредитов, социальных пособий или жилья бедным слоям населения, подразумевает решение комплексных проблем, связанных с образованием, здравоохранением, профессиональным обучением, обеспечением питьевой водой, электроэнергией, дорожной инфраструктурой.

3.    На основе правильного определения нуждающегося населения, будет создана система адресной работы с ними.

4.    «Социальный реестр», который будет полностью функционировать с будущего года, охватит все данные из «Темир дафтар». Более 30 социальных услуг нуждающимся семьям будут оказываться в электронном формате.

5.    Социальные гарантии будут сведены в единую систему, и будет разработана программа по постепенному обеспечению этих гарантий на уровне минимальных норм.

6.    Будут разработаны пути мобилизации имеющегося потенциала регионов для сокращения бедности, в том числе:

  • Будут приняты меры по устранению проблем, препятствующих реализации проектов в специальных индустриальных зонах, имеющихся в регионах;
  • Для каждого района и города будут разработаны отдельные программы по выведению нуждающегося населения из бедности на основе принципа мотивации, навыков и социальной поддержки.

7.    Будет разработан проект постановления по обучению профессии молодых людей и девушек, обеспечению их занятости посредством поддержки предпринимательских инициатив и внедрению в практику нового механизма создания постоянного источника дохода.

8.    Будет развиваться сотрудничество с иностранными институтами, имеющими отношение и ответственными за сокращение бедности, в том числе:

  • В 2021 году состоится Глобальный саммит Организации Объединённых Наций, посвящённый вопросам «Устранения нищеты и борьбы с бедностью»;
  • В 2021 году совместно с ответственными министерствами и ведомствами в государствах-членах ШОС состоится конференция по борьбе с бедностью;
  • Между Министерством экономического развития и сокращения бедности и Международным центром сокращения бедности Китайской Народной Республики будет подписан меморандум о взаимопонимании.

Подготовил Алишер Рузиохунов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме