Узбекистан | 13:22 / 09.01.2021
5117
15 минут чтения

Депутатские запросы, с которыми никто не считается: кто будет за это отвечать?

В последнее время взгляды на открытость для СМИ и общественности в государственных организациях изменились в лучшую сторону. Однако всё ещё нередко встречаются случаи безразличия исполнительной власти – министерств, государственных органов, хокимиятов - к запросам депутатов, являющихся законными представителями народа.

Согласно данным, предоставленным Kun.uz канцелярией Законодательной палаты Олий Мажлиса, до 9 декабря 2020 года депутаты палаты направили 285 депутатских запросов в различные министерства и организации.

«На самом деле эти цифры могут быть и выше, поскольку, некоторые депутаты, находясь в регионах, сами передают запрос за своей подписью. В результате, депутатский запрос может остаться на столе какого-то чиновника без контроля» - говорится в сообщении.

Пренебрежение к депутатским запросам – наравне с пренебрежением к закону

Прежде всего, следует отметить, что чиновники, получающие зарплату из бюджета, приобретающие дорогостоящие машины и пользующиеся другими льготами, обязаны отчитываться о своей деятельности перед представителями народа, направлять ответы на запросы, как по совести, так и по закону.

Согласно статье 12 конституционного закона «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», депутат Законодательной палаты вправе направить должностным лицам государственных органов хозяйственного управления запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа.

Ответ на запрос депутата Законодательной палаты должен быть предоставлен в письменном виде не позднее, чем через 10 дней, и подписан должностным лицом, или лицом, временно исполняющим его обязанности, на имя которого он был направлен.

Такие нормы установлены также законами «О парламентском контроле» и «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».

«Многие руководители безразлично относятся к депутатским запросам»

«К нам поступает очень много обращений от населения. В период пандемии мы работали с обращениями, в основном, по телефону и через Telegram. Мы собираем обращения и направляем их представителям исполнительной власти» - говорит член парламента Навруз Ризаев.

«Некоторые из депутатских запросов, направленных в министерство, реализуются, но пока имеется много вопросов, дающих почву для размышления. К примеру, многие руководители равнодушно относятся к депутатским запросам.

Законодательством чётко установлено: на запрос должен отвечать руководитель, на имя которого он направлен. Но на многие запросы, направленные министрам, отвечают и ставят подпись заместители министров и даже начальники отделов.

Навруз Ризаев

К примеру, 2-3 месяца назад мы направили запрос министру здравоохранения о том, что в родильном комплексе Ургутского района Самаркандской области, где проживают около 600 тысяч граждан, выделено всего 50 мест. Ещё мы попросили выделить средства на ремонт двух сельских врачебных пунктов в регионах. Кроме того, мы писали о том, что в местности «Журобтепа» раньше была большая больница, обслуживавшая 80 тысяч человек, но хокимият изъял это здание в резерв. Предложили создать рабочую группу, решить этот вопрос.

Но ни по одному из этих запросов мы не увидели практических действий Министерства здравоохранения, а отвечают они по шаблону: говорят, что изучили вопрос, потом приводят доводы, а завершается всё фразой: «Мы считаем, что вам следует обратиться к хокиму района или области, эти вопросы решают они».

Извините, а вы тогда чем изволите заниматься, господин министр? Если бы эту проблему можно было решить с руководителями на местах, то, неужто нам больше нечего делать, кроме как обращаться к министру» - спрашивает депутат.

«Включим в программу»

Навруз Ризаев остановился также на проблемах с электроэнергией и водой.

«В сфере электроэнергии – то же самое. Столбы в кишлаках Ургута в ужасном состоянии. Но ответственные лица области ни разу не поехали, и не посмотрели. Сейчас они уже сменились, но до сих пор так никто и не ответил на депутатский запрос.

Или вопросы воды и устаревших трансформаторов. Никто не скажет: давайте изучим проблему. Все говорят: в следующем году включим в программу. Так почему сейчас это нельзя сделать, ведь наши дети мёрзнут в школах, в больницах холодно. Получается, нужно ждать ещё 10-15 лет?» - сетует депутат Олий Мажлиса.

«Министерство финансов и Министерство народного образования задерживает многие ответы, или отвечают по шаблону»

Другой депутат Законодательной палаты Гайрат Абдиев также поделился своим мнением по данной теме.

«В большинстве министерств и ведомств отношение к депутатским запросам изменилось в положительную сторону, но есть и те, кто до сих пор безразличен к этим вопросам. К примеру, в моём районе (Ургутский район Самаркандской области) 3-4 года назад начали строить два спортивных сооружения. Потом фонд развития детского спорта ликвидировали, и финансирование прекратилось. Здания, строительство которых начиналось за счёт государственного бюджета, вот уже несколько лет стоят в незавершённом состоянии, под снегом и дождём. Министерство финансов не ответило на моё обращение по данному вопросу.

Гайрат Абдиев

Каждый день к нам поступает 5-10 устных и письменных обращений. Мы направили депутатские запросы в более, чем 10 министерств по поводу электроэнергии, природного и сжиженного газа, состоянию дорог. Все отнеслись по-разному, но были и положительные результаты. К примеру, министр внутренних дел Пулат Бобожонов оказал практическую помощь в установке «умных» светофоров, лично ответил на письмо. Однако Министерство финансов и Министерство народного образования часто задерживают ответы или отвечают по шаблону.

К нам постоянно поступают обращения из кишлаков Ургутского района о несвоевременной поставке и нехватке сжиженного газа. Когда мы направили запрос, предприятие «Худудгазтаъминот» в тот же день составило акт и предоставило нам отчёт. Председатель махалли и ответственные лица подписались под фразой о том, что газ распределён, и проблем с этим нет. Похоже, кто больше всех жалуется или кого больше боятся, тем и поставляют сжиженный газ, а пожилые или неимущие люди, которым неудобно, или они стесняются поднять шум, так и сидят без газа» - рассказал Гайрат Абдиев.

«Ни одна направленная нам просьба о помощи не осталась без ответа» - представитель правительства

Мы поинтересовались мнением уполномоченного представителя правительства в парламенте Маъруфжона Тожибоева. По его словам, запросы депутатов и сенаторов регулярно обобщаются уполномоченным представителем.

«По результатам обобщения, установленный срок ответов на депутатские запросы в некоторых случаях был задержан на несколько дней, а некоторые ответы поступили без подписи первого должностного лица государственного ведомства. Наряду с постоянным обсуждением этих недостатков, должностные лица серьёзно предупреждены руководством.

Также, Кабинетом Министров утверждён усовершенствованный порядок работы с депутатскими запросами, и направлен во все государственные ведомства и местные хокимияты. На основании порядка, если некоторые должностные лица не будут на рабочем месте в день отправки ответа на депутатский запрос (болезнь, служебная командировка), то в ответе должно быть прокомментировано, что должностное лицо не находилось на рабочем месте, и вместо него расписался заместитель.

Также, в каждом государственном ведомстве и хокимияте назначены ответственные лица по работе с парламентом.

Обратим внимание на анализ депутатских запросов по состоянию на 9 декабря текущего года. Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса направили должностным лицам органов государственного управления и органам исполнительной власти на местах 254 депутатских запроса, 167 из них – в министерство, 24 – в государственные комитеты, 38 – в местные хокимияты и 25 – в другие организации.

Большая часть запросов была направлена должностным лицам системы Народного образования – 30, Министерства здравоохранения – 22, министру финансов – 19, в Министерства жилищного хозяйства и энергетики – по 18; среди местных хокимиятов, в Кашкадарьинскую область – 12, и в Ташкентскую область – 7 депутатских запросов.

Министерства финансов и энергетики не отвечали на настоящие запросы в различные сроки, от 1 дня до 20 дней.

Однако, вместе с тем, анализы показывают, что хотя в наших контрольных документах указано исполнение некоторых запросов с нарушением срока, выяснилось, что эти запросы не попадали к должностным лицам. Такое тоже встречается.

Все депутатские запросы взяты на строгий контроль контрольно-аналитическим отделом Законодательной палаты Олий Мажлиса. Однако у депутатов нет возможности проконтролировать отправленные запросы без проведения регистрации в соответствующем порядке.

Если депутат просит помощи в получении ответа на запрос, в тот же день выявляется, кем изучался запрос, направленный депутатом, и когда был получен ответ, и депутата об этом оповещают.

Фактически такие обращения от депутатов поступали несколько раз, и они получали ответ в короткие сроки. Иногда случалось и так, что ответ был направлен, но до депутата не дошёл.

Сейчас мною и ответственным сотрудником контрольно-аналитического отдела Законодательной палаты Олий Мажлиса установлена чёткая система, на основании которой налажен еженедельный обмен информацией о направленных депутатских запросах и ответах на них.

В день поступления ко мне копии депутатского запроса через отдел, исполнение берётся под контроль в секретариате уполномоченного представителя.

Ни один из запросов депутатов, отправивших нам копии или попросивших помощи в получении ответа, не остался без внимания» - говорит представитель Кабинета Министров.

«Следует публиковать в Интернете депутатские запросы и полученные ответы»

Ситуацию прокомментировал также Отабек Тошев, начальник отдела института юридических и политических исследований при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

«В нашем законодательстве имеется один способ установления контроля за запросами депутатов и сенаторов. Этот порядок регулируется 8 нормами.

Статьёй 13 Кодекса об административной ответственности установлена ответственность за не предоставление ответа на запрос депутата или сенатора в установленные сроки. Согласно этой статье, оставление без рассмотрения депутатского или сенаторского запроса должностными лицами государственных органов и самоуправления граждан, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, намеренное нарушение сроков их рассмотрения без уважительной причины или предоставление им заведомо ложной информации – влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от трёх до семи БРВ.

Отабек Тошев

В ходе анализа, проведённого нашим институтом, было выявлено, что органы исполнительной власти и государственного управления отвечали на депутатские запросы поверхностно и несвоевременно. Это свидетельствует о невнимательности к депутатским запросам.

Кроме того, запросы, направленные депутатами областных, районных и городских советов, часто составлены некачественно, некоторые не совпадают с требованиями законодательства. Верно, депутаты – не юристы, многие являются фермерами, предпринимателями или представителями других сфер. Но в депутатском запросе должен быть указан предмет запроса, конкретное состояние поднимаемого вопроса, и его следует направить в надлежащую организацию.

Иногда обращения рассматривают как депутатский запрос. Кроме того, многие депутаты местных советов работают в исполнительных звеньях под руководством хокимов, являются руководителями предприятий. Они, в основном, зависят от хокимов, поэтому депутатский запрос для них не эффективен.

На наш взгляд, следует опубликовать обсуждения депутатского запроса на официальном сайте законодательной палаты. Публикация ответов повысит прозрачность и требовательность.

Контроль за своевременным ответом на депутатский запрос остаётся за депутатом. Если на запрос не поступит своевременный или обоснованный ответ, депутат обращается в органы прокуратуры в соответствующем порядке.

Кроме того, депутаты должны бороться не только с последствиями, но и с причинами. Следует собирать вместе все поднятые проблемы и выходить с инициативой о принятии законов.

В ходе анализа, проведённого нашим институтом, мы также столкнулись с депутатскими запросами, направленными только для увеличения количества этих запросов. Мы увидели, что короткие обращения также отправлялись как депутатские запросы» - сказал Отабек Тошев.

«Мы чуть ли не умоляли ответить на запрос, направленный Генеральному прокурору…»

Другой член парламента Расул Кушербаев в прошлом месяце предложил установить уголовную ответственность за оставление депутатского запроса без ответа.

«Мы принимаем законы, и видим, что фактически всё это не действует! К примеру, на запрос, направленный 5-6 депутатами на имя генерального прокурора, пришёл ответ аж через целых 3 месяца. Мы в конце уже стали умолять: пожалуйста, соблаговолите ответить нам…

Я предлагаю выдвинуть вопрос об ответственности, если нужно, давайте внесём ответственность за оставление депутатского запроса без ответа – в Уголовный кодекс. Давайте поставим вопрос об уголовной ответственности. В остальных сферах это присутствует, так пусть и нарушение порядка обращений влечёт за собой принятие мер. Давайте введём это» - сказал Кушербаев.

Объём нашей статьи получился довольно внушительным из-за актуальности темы, аспектов, которые нужно обсуждать и учитывать. Пусть читатели сделают свои выводы. Наша цель – показать проблему и необходимость её решения, наличие различных сложностей, но при всём при этом, ситуация не является безвыходной.

Фаррух Абсаттаров, корреспондент Kun.uz,
оператор – Дониёр Якубов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме